31 марта 2014      226      0

Использование LEGO MINDSTORMS на уроках информатики и математики. #6

шапка

Уважаемы, коллеги!
Это завершающая наша встреча. В рамках, конечно, Весенних каникул на Галактике.
smile.gif
Через 2 недели все проанализируем и напишем некоторое обобщение.
Сегодня мне хотелось бы еще раз внимательно посмотреть на название нашей встречи: «Использование LEGO MINDSTORMS на уроках информатики и математики». Посмотреть вот с какой стороны…

Взгляд #1.
Один из самых популярных запросов, после которого пользователи оказывались на нашем сайте www.edurobotics.info, звучал так:

Об образовательной робототехнике много пишут, хорошо этот вопрос освещен в средствах массовой информации. Правда чаще всего, когда говорят о робототехнике в школе, то обычно подразумевают область дополнительного образования и участие детей в соревнованиях по этому направлению. Формат таких соревнований, конкурсов, турниров дает заинтересованным структурам эффективный механизм выявления будущих перспективных молодых специалистов в области инженерных специальностей.
Однако, стоит и четко понимать, что вся красота соревнований, их эмоциональный фон — это яркая оболочка глобальной цели, и цель эта характеризуется словом «отбор». Проблема в том, что на данном этапе задача всей образовательной системы — из обычного школьника (не победителя олимпиад, соревнований и конкурсов) воспитать, сформировать хорошего, конкурентоспособного специалиста, свободную и творческую личность. Если это будет инженер — просто замечательно. Этот процесс характеризуется словом «формирование» и требует использования всего потенциала образовательных инноваций.

Почему считаю это более важным, чем соревновательная робототехника?
Давайте внимательно просмотрим ФГОС ВПО, например, по направлению «Физика» (011200). Бакалавр должен решать очень широкий спектр профессиональных задач по следующим направлениям: научно-исследовательская, научно-инновационная, организационно-управленческая, педагогическая и просветительская виды деятельности.
Или рассмотрим специальность «Приборостроение» (200100): бакалавр по этому направлению готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, производственно-технологическая, научно-исследовательская и организационно-управленческая.
Можно далее проанализировать обширный перечень важных и приоритетных для экономики страны технических специальностей.
Основная проблема четко видна: эти виды деятельности выпускникам школ мало знакомы, а существующие единичные исключения практически не влияют на общую картину. За 4 года бакалавриата региональный вуз сможет у студентов это сформировать с нуля? У некоторых студентов — да, у большинства — нет. Регулярное, планомерное и целенаправленное использование в школе образовательного оборудования по робототехнике эффективно решает эту проблему: необходимые будущему специалисту виды деятельности становятся ежедневными, привычными, и в основе каждого из приведенных выше видов деятельности лежат методы, в большей степени, чем набор знаний и умений (компетенций), а «Метод важнее открытия» (Лев Давидович Ландау).

Второй, не менее важный аспект, который необходимо учитывать — это необходимость пропаганды технических специальностей и рабочих профессий среди школьников. Это направление нашей работы привело к долгожданному событию: у нашей гимназии появился куратор, представляющий Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова. Другими словами, вузы стали более заинтересованы в наших выпускниках и стали более активно проводить различные встречи, семинары, научные школы, экскурсии, образовательные лагеря, дополнительные «дни открытых дверей», и наши школьники не просто понимали, о чем идет речь, но и гордо демонстрировали: «Да, мы это можем! Мы это умеем! Нам это интересно».
И когда из 40 учащихся, пришедших на день открытых дверей в Институт математики информационных и космических технологий САФУ имени М.В.Ломоносова, 30 – это наши школьники, когда половина всех наших профильных классов приходят сами без нашего сопровождения на такие встречи, то кроме как «Верной дорогой, идете товарищи!» и сформулировать то больше ничего не могу.

Хорошо учителям – у нас все дети сразу рядом. Проводи уроки, обеспечивай 100% охват, с теми, кто жить без роботов не может, — занимайся дополнительно.
А что делать педагогам дополнительного образования, коим я тоже являюсь? На мой взгляд надо реально идти в школы.
У нас много наборов LEGO, а у кого-то их нет. Обычная ситуация. Делитесь, коллеги! Схема работает так. Вы даете заинтересованному учителю в школе 2 набора роботов LEGO на 6-9 месяцев. За это время удается уговорить директоров на развитие этого направления в школе. Все, процесс пошел. Это не теоретическая схема.

 Уменьшено: 66% от [ 1024 на 768 ] — нажмите для просмотра полного изображения

Она неоднократно нами проверена! Работает, реально работает! На фотографии как раз такой пример. Гимназия №3 города Архангельска.
У них уже направление «Робототехника» включено в финансовое планирование.

У нас много регионов, в которых тяжело с финансами, в них робототехника, наверно, и может развиваться только вот таким «почкованием».
Коллеги, у кого наборов много (больше 10шт), давайте заниматься «почкованием»!

Взгляд #2.
Заметим, что в соревнованиях мы тоже принимаем участие. Тогда, что это было в предыдущих абзацах?
Нет я о другом. Мы участвует в том или ином мероприятии ради развития инфраструктуры, развития образовательных технологий. Дети тоже это знают. Сложно как-то? Давайте на примере разберу.
Как раз сейчас мы начали готовиться к соревнованиям по LEGO-робототехнике. Нашим, областным. Они через месяц будут (20 апреля). Неделя каникул — убираем, остается 3 недели. Все желающие приходят после уроков, когда им удобно. На 3 часа, 2 раза в неделю примерно. Естественно, мы немного дозакупили комплектующих. Вроде все, как у всех. За одним «но». Дети знают и понимают, что они работают для более младших школьников.

Рассмотри, например, колеса. Встреча №2.

 Уменьшено: 66% от [ 1024 на 614 ] — нажмите для просмотра полного изображения

Дети не просто робота для соревнований собирали, они искали, как сделать робота, которого будут использовать учащиеся на уроках.
Сделали они универсальный балансир. Сделали универсальный модуль для кегельринга.

 Уменьшено: 66% от [ 1024 на 768 ] — нажмите для просмотра полного изображения

И даже для биатлона они создадут универсальные модули, которые будем использовать на уроках.
(обязательно напишу после 20 апреля)

Это как в Формуле-1 — все должно идти в массовое производство!

Результат работы школьной команды должен работать на 100% учащихся – вот главный принцип, по которому мы одни мероприятия любим, а на другие не поедем никогда.

Победа, участие в соревновании – это временно. Прошло, забили и ностальгируем. Наш подход: участники соревнований будут видеть результаты своей работы, как их инновациями постоянно пользуются более младшие, как они учатся генерировать идеи.
Таким образом на выходе получаются новые модули, новые задания для будущих 5-6 классов. Это преемственность. Дальше уже детки подрастут и сами захотят оставить свой след в инфраструктуре школы, в образовательных технологиях.
И если школьника спросят:

Цитата
«А ты хоть раз попробуй оглянись
Да посмотри,
Что сумел, что сделал, и кто этому рад.»

Он зайдет на урок в 5 класс, подождет несколько минут, чтобы насладиться эмоциями маленьких исследователей, и скажет: «Все это — мы!».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Зачем нужна слава? Она только мешает. Слава нужна не сама по себе, а для то­го, чтобы лучше было работать, чтобы появились условия для работы» (Пётр Леонидович Капица)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Пять последних постов
Фотографии

© 2019 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24