21 сентября 2014      2052      12

ПЕРВЫЙ ШАГ В РОБОТОТЕХНИКУ С LEGO MINDSTORMS EV3. #2

 

Первый шаг в робототехнику с LEGO MINDSTORMS EV3. #1

Еще раз здравствуйте, коллеги.

Начали поступать вопросы…

И самый правильный и честный вопрос прозвучал. Он просто лучший! Спасибо, Елена Николаевна!

Каковы они, первые шаги в робототехнику с LEGO MINDSTORMS EV3?

Шаг всего 1: правильно купить все, что необходимо, чтобы ПО было и  «Комплект заданий «Инженерные проекты», и Комплект заданий «Космические проекты» были и Экоград… Компания LEGO.Education сделала невозможное! Всё есть! Покупай и проводи уроки, без предварительной подготовки. . Программки сами загружаются в робота в режиме работы «Учитель» (да, нам даже программировать ничего не надо, только демонстрируй). Материалов на 2 года и ведутся работы по созданию новых. Размах потрясает!

НО фраза «денег нет».. и вы делаете ШАГ в волшебную страну, где правит  шаманство, где много приключений, «изобретение велосипедов», горы подручных средств, поиск учебных материалов, вечная неизвестность,  и постоянное ежедневное состояние счастья, от маленьких и больших побед тебя самого и твоих учеников. Мы ловим себя на мысли, что  в такой стране нам очень даже нравится, иначе что мы в ней делаем…

 

 

Базовый набор EV3 был закуплен школой в 1 экземпляре. Курсов для учителя по робототехнике в не было. Самостоятельно мне учителю физики трудно было освоить, но в этом году мои семиклассники помогли мне. Я согласилась взять кружок, хотя до сих пор ломаю голову, где взять программу курса, ведь желающих 10 человек, а робот один. Как организовать работу, чтобы не пропал интерес у детей. Думаю, что надо просить ещё несколько комплектов, можно будет организовать работу в парах. Так вот мои мальчишки за одно занятие собрали модель, а на втором заставили робота двигаться, перешли к программированию. Но ПО на русском я так и не нашла на дисках.

ПО должно быть на русском (образовательная версия). Когда закупать еще наборы будете, то купите Education EV3 Software Site License. Если вам купили НЕ образовательную версию, то ПО будет домашнее и на английском. ПО уже бесплатно!!!

soft

Только аккуратнее, т.к. цифровая дистрибуция: придет бумажка с указанием что и как сделать, вы регистрируетесь на сайте LEGO  и можно скачивать и английскую версию и русскую. У нас в ЦТТ такую бумажку сразу потеряли. Я успел при получении сразу сфотографировать на телефон и проверить, что качество нормальное (это надо сделать обязательно).

Программу курса, по которой вы реально будете работать? Таких нет. Это печальное осознание. Первые 1-2 года вам придется писать в журнал… «что-нибудь». Предупредите руководство, что первый год — это бардак полный. Потом вы напишите для себя. В 2015/2016 году издательство БИНОМ постарается создать такую программу, чтобы было как с обычными учебниками.

Как удержать внимание детей на 1 год, если всего 1 робот: www.nxtprograms.com. На сайте модели к NXT. Можно попросить детей принести конструктор из дома. Попросить родителей сдать ЛЕГО Техник на благо школы.
В комплекте с программным обеспечением есть несколько инструкций. Чтобы реально разобраться, как работает Гиробой понадобится много времени (а готовая программа есть в комплекте).

Программное обеспечение (образовательная версия) устанавливается в двух режимах «ученик» и «учитель». В режиме «учитель» можно создавать свои цифровые уроки (с инструкциями, видео, фото). Если вам в этом процессе помогут дети…

В нашей школе «Лего-конструирование» третий год как курс дополнительного образования. На некоторые вопросы я для себя уже ответила, но многие еще ждут ответа:
1. Как лучше организовать работу с полями (мобильный вариант), если у нас нет постоянного пространства для работы с ними. На данный момент — уходим в коридор.
2. Как организовать занятие, если модели разных поколений: 2.0 и EV3?
3. Многие дети готовы работать по инструкции. Как организовать работу, чтобы пробудить творческую мысль, желание создавать собственные модели.
4. Как организовать работу, чтобы за сохранность устройств и деталей.
5. Как организовать хранение деталей, чтобы их легко было найти?

1. У меня стеновые пластиковые панели в лаборантской. За 3 минуты я накрываю все столы и 3 поля сразу доступны.

2. О, у нас была такая проблема, когда появились первые 2 EV3 и дети очень хотели. Конкурс провел: кто быстрее выполнит задание — работает с EV3.

3. Школьные соревнования. Точнее подготовка к ним. Кегельринг, линия, биатлон. Там много конструкторских решений появится для анализа. У меня на уроках уже эти 3 поля обязательными стали (а всего пока 6 разных). Там конкуренция получается. Уговорите руководство подгадать вам с расписанием, чтобы на последние уроки выпадали (с факультативом такой проблемы нет).

4. Мне видимо повезло, но из 25 роботов, каждый из которых падал со стола более  5 раз, сломаных: 2 мотора и не работающий дисплей на одном блоке.

5. Учебные роботы — отдельно. Комплектующие — отдельно. Ящики на видео под потолком — это редко используемые детали ЛЕГО. Остальные — в родных коробках от ЛЕГО. А роботы — в прозрачных боксах (боксы пищевые).

Здравствуйте, скажите, если у меня в школе пока нет ЛЕГО и неизвестно когда появится, смогу ли я, что-либо выполнить на вашем мастер-классе?

Главная особенность именно нашего опыта в том, что все, что вы видите на этом сайте (это кабинет информатики в гимназии №24 города Архангельска)… можно считать, что магически появилось «из воздуха». Государственных денег в нем практически нет (4%). С родителей денег не брали. Это рентабельный проект. Попробуйте составить план развития вашего проекта. С примерными сроками, источниками финансирования, прогнозируемым ростом ваших доходов, проведите презентацию перед руководством вашей образовательной организации. Можно найти разные пути, как подступиться к робототехнике в школе.
Если же на управление проектами у Вас нет свободного времени, то у компании LEGO есть неплохое программное обеспечение LEGO Digital Designer, позволяющее создавать 3D-модели из деталей LEGO…

Я как раз на прошлой неделе начал вести кружок робототехники. Для меня это — совершенно новое занятие. До этого наборы Lego видел только у других. А тут сразу Mindstorms, и сразу дети как первый раз пришедшие, так и с опытом 2-3 года посещения этого же кружка…
1) Детали постоянно путаются. Стоит ли вести запись деталей, взятых из доп. набора/другого набора? Или просто периодически проводить «инвентаризацию» силами самих учеников? Может время, «убитое» на инвентаризацию научит их аккуратнее относиться к комплектности наборов?
2) Где найти книги/учебники по робототехнике в электронном виде? Пытался найти Ваш учебник, книгу Филиппова С. А. — тщетно. Только в бумажном виде и практически везде только на заказ. Как-то это не очень правильно — книги по робототехнике и только в бумажном виде.

1. В мае мы просим 11-классников совершить сортировку деталей, но не по наборам, а по типам (видам). Выпускники прощаются с ЛЕГО. Это стало традицией. Многие вспоминают что-либо, ностальгируют.
2. Кстати, даже я покупаю свои книги на Озоне. Детям не надо бы лишний раз смотреть на монитор. Видимо я — консерватор: я — за бумажные книги. У нас в кабинете информатики есть чудесная библиотека. Интересные книги. Недавно купил 4 книги «Удовольствие от Х». Все на руках у детей. Причем ее прочитают все выпускники.
С текущей ситуацией по защите авторских прав, издательства не смогут это сделать для книг с малыми тиражами.

У нас есть класс (пока только 5-й) с углубленным изучением информатики. Когда вы посоветуете (кроме 5-6 класса, которые обозначены в вашем учебнике) снова обратиться к робототехнике и на каком уровне?
И еще вопрос: слышала, что Скретч можно использовать для управления роботами. Возможно ли это с Лего? Если да, то есть у Вас такой опыт?

Лично у нас дальше (в 7 классе) идет Arduino. Потом в 8 классе — «прощание с ЛЕГО NXT» -мы на LabVIEW его программируем. Вот по этой книжке. Полный список наших направлений тут.
Да, есть версия, позволяющая работать с NXT. НО!!! Для ЛЕГО софт писала компания National Instruments (NI) на основе LabVIEW. Технологии NI везде, где есть автоматизация научных исследований и измерения. Большой адронный коллайдер… тоже с технологиями NI. Это «сладко» говорить детям.
Скретч сразу поддерживает LEGO WeDo. Попытка использовать NXT совместно со Scratch была… у меня не прижилось.

 У нас в гимназии 10 наборов EV3, которых конечно не хватает, потому что детей 2 группы по 15 человек. 2-ой год работы. 1-ый год действительно «бардак полный».
1. Какое количество школьников в одной группе на ваш взгляд оптимально, какое количество часов? Чтобы и результат был и сохранялся интерес к занятиям.
2. Я за парную работу, так сказать за спаринг-партнерство, а как работают дети у вас?
3. Как организовать одновременную работу или точнее как сочетать работу над творческими проектами (проектная деятельность) и подготовку к состязаниям?
4. Как часто ваши воспитанники участвуют в соревнованиях и конкурсах?
5. По вашему мнению какое количество наборов следует иметь на группу 15 человек?

1. 12 человек для меня комфортно. Точно знаю, что это количество зависит и от педагога, и от его эмоционального состояния, и от возраста учащихся, и от конкретного класса. Однако, т.к. у меня роботы на уроках используются, то с 15 учащимися я уже работать привык.
2. Дети сами выбирают: или самостоятельно, или в паре. По понятным причинам выбирают чаще в паре. С некоторыми классами первые 3-4 занятия работают индивидуально, чтобы «каждый все познал», а потом объединяются в группы. Работа в команде действительно очень важна. Кроме того, когда дети объясняют друг-другу, то это значительно эффективнее, нежели это будет делать педагог. На занятиях со стороны я больше на управленца похож. 🙂
3. Для нас состязания — вторичны. Они для небольшой группы. В начале года я предлагаю школьникам направления проектов. Эти проекты обязательны для 9 и 10 классов, для остальных — по желанию. Получается, смешанные группы.
4. Во всех, что проходят в нашем городе и области. 🙂
Хотя у нас немного другие приоритеты. Тесно сотрудничаем с Северным (Арктическим) федеральным университетом (САФУ), стараемся, чтобы наши учащиеся участвовали не в конкурсах, а в университетских школах, семинарах, посещали лаборатории университета. У нас очень сложный регион. Молодежь просто бежит из области при первой возможности. Самая популярная шутка: «Мы продолжаем великое дела нашего земляка М.В.Ломоносова… валим из Архангельска!».
В этом году посчастливилось поработать в AYcamp. Сравнил как работают наши ребята и лучшие из лучших. Еще больше стал уверен, что надо с вузами сотрудничать (в идеале еще и предприятиями, компаниями), а не гонять ребят по конкурсам. Да, вот такие вот странные убеждения.
5.  Мне кажется, что идеальная ситуация, это когда у каждой пары (если парами работают) должен быть свой набор всего необходимого и еще несколько наборов для тех, кто хочет и дома поработать. У нас профильные классы имеют право уносит домой все, что хотят.  Они и уносят. В силу сложившейся системы образования в РФ дети реально эффективно могут учиться только в 10-м классе. Вот для 10-х классов и создаются райские условия.

Работаю с EV3 второй год. Вот мой список «проблем» на занятиях с конструкторами.
1. Разноуровневость детей.
2. Неумение работать в команде, распределить роли так, чтобы каждому было интересно.
3. Ограниченность конструктора. Иногда замысел ребенка «не вмещается» в возможности коробки. Приходиться заимствовать детали из других коробок или вписываться в реальные условия.
4. Некоторые детали теряются (ломаются). Был ли у Вас опыт дозаказа деталей?
5. Хотелось бы установить программу на ноутбуки детей. Чтобы они могли дома еще раз повторить или подготовиться к занятию. Но лицензия (насколько я понимаю) не дает нам право это делать.

1. Если учитывать, что на робототехнику победители олимпиад приходят очень редко — проблема вечная. В действительности все пойдут по индивидуальному плану, который приходится придумывать сразу. Потом (через несколько лет)  появляется уже набор задач, которые решали с детьми разных возрастов, уровней, характеров. Это одна з причин, почему, например, молодым специалистам можно рекомендовать проведение занятий по робототехнике — свои компетенции вырастут с очень быстрой скоростью.
2.Сначала можно дать 3-4 занятия, чтобы поработали индивидуально и понаблюдать (если, конечно, такая возможность есть), а потом уже объединять в группы. Хотя, наши учащиеся 5 класса с углубленным изучением информатики не работают в парах. Только, когда проектная деятельность пойдет и работа над конкретным проектом.
3. Пусть дети приносят свои детали, у парней их полно. Начнут с украшательства своего робота, а дальше педагоги их втянут…
4. Мы постоянно заказываем комплектующие на www.educube.ru. Сразу упаковку конкретных деталей по 200-250 шт можно заказать.
5. Розничная (не образовательная) версия ПО для EV3 получается бесплатна для домашнего использования. В ней нет учебных материалов, но зато можно хоть какое-то домашнее задание давать…

1. Как работать с двумя группами, если комплекты одни и те же?
2. Как не растерять детали?
3. Как строить занятие, чтобы не потерять интерес ребят, так как я сама новичёк в этом деле?
4. Где найти методические материалы?
5. С каких конструкций лучше начать?

1. Чередовать сборку между группами. Одну модель 1 группа собирает, а потом все ее программируют. Потом другую модель — 2 группа. Но тогда нужна группа спасителей, дети, которые придут и дособерут (если что не так). Мне в первые два года помогал сын.
3. Первое занятие должно быть «все и сразу». Я обычно или кегельринг провожу как соревнование, или парковку. Первый урок… может быть и не вполне адекватный (но именно тем детям он был нужен, как воздух). Видео с соревнований показываю. И главное: дети должны все снимать на мобильные телефоны! Они расповсюдят, конкуренция выше, следовательно, и мотивация будет выше…
4. Все методические материалы тут.
5. www.nxtprograms.com

На данный момент к нам в школу по программе модернизации поступило 5 наборов, без ресурсных.
Желающих заниматься много,решили провести конкурс. Возникли сразу вопросы :
1) на 5 наборов какое количество детей набрать в группу? Нам кажется что 10 вполне комфортно будет.
2) Стоит набрать 1 группу, или несколько ? если несколько, комфортно ли детям будет в конце занятия разбирать робота для след. группы?
3) Не по теме вопрос: у нас конструкторы Перворобот mindstorm NXT, с каким ПО для начала посоветуете работать ? NXT-G или Robolab ?

1. 10 — это максимум. Мне кажется, что лучше брать немного меньше. Дети знакомых приведут, объяснять им начнут (т.е. сами как учитель поработают). Всегда бывает учащийся очень выделяющийся з остальных.
2. Если есть возможность в первый год набрать одну группу — набирайте 1.
3. Какое вам больше нравиться. Можно еще и BricxCC. Однако, вы наверняка будете использовать книжку Филиппова Сергея Александровича, следовательно, Robolab. Правильный ответ: надо использовать LabVIEW (но на нее денег никто не даст).

1. Как убедить администрацию «не гонять ребят по конкурсам»? В прошлом году ездили на 5 крупных соревнований. Да полезно, интересно и увлекательно, но, на мой взгляд теряется системность в обучении.
2. Отношения наши с EV3 в прошлом году не сложились. На соревнованиях несколько раз он нас подводил. Робот останавливался, а стоило его немного подтолкнуть, продолжал движение (однако было касание и ребята получали штрафные очки). Что это? Наше не умение работать с новым оборудованием или у Вас тоже был подобный «опыт»?
3. Как Вы организуете подготовку к соревнованиям? У нас не получается заниматься 1 час или 2 часа. Обычно занятия, когда приближаются соревнования затягиваются. Ребята устают, но «выгонять их домой» нереально.
4. Когда ребята приносят свои наборы — они также перемешиваются со школьными. Вы их детали маркируете? Ведь не каждый ребенок захочет оставить затем свой конструктор школе.
5. Обычно в школах занятия по робототехнике проводятся во внеурочное время. У вас в школе — это в рамках учебного предмета «Технология»?

1. Ура! Наконец, есть у меня единомышленник по поводу соревнований. Спасибо!!!
Ответ печальный: никак. Если вам купили наборы, то вы их будете отрабатывать на сумму значительно большую (оцените свое свободное время). Можно поступить, как любят чиновники, «бумажкой» прижать: родители бы написали письмо с требованием (руководители такого, как огня бояться). Как вы повезете детей, если у вас на руках запрет (письмо) от родителей?
2. Эх… в прошлый год у всех проблемы.  Это не ваша вина. EV3 тогда был еще новорожденным… 🙂
3. К сожалению, мой опыт неадекватен. Дети просто занимаются после уроков. Им это интересно. Уходят, когда устанут… Выгнать я их не могу. Хотят — пусть занимаются. У меня каждый год так: 3 дня с 15:30 до… конца дня — приходить может каждый, кто захочет (весь год). А перед соревнованиями — каждый день. На занятиях к соревнованиям мы не готовимся. Чтобы не казалось, что я такой добренький… я просто стараюсь, продумать, как «обналичить» потраченное время. Да, дети приходят, да гимназия не платит за это, родители тоже, НО, значит, надо придумать, кто за это заплатит (бесплатно работать — это ЗЛО). Как вы понимаете, более подробная информация только в устной форме.
4.  Ох, это было очень давно. 🙂   Они просто забирали по тому количеству, что на их коробке указано. Если про датчики и моторы, то они всегда сами за ними смотрели.
5. У нас на информатике + проектная + исследовательская деятельность + факультативы (8,9,10,11 классы) + элективные курсы. Часов в школе — море (как оказалось). Для родителей презентации не забывайте делать.
Соглашайтесь на замены (и робототехнику туда). Общественное мнение — это суперсила. Не вы просите, а вас просят…
В 5Г классе, например, сейчас 1 час информатики + 2 часа школьного компонента, т.е. 3 часа в неделю. У них и LEGO и Arduino… 🙂

 

продолжение…

Обсуждение: 12 комментариев
  1. Евгений:

    Добрый день!
    Прочитал: «Программки сами загружаются в робота в режиме работы «Учитель» (да, нам даже программировать ничего не надо, только демонстрируй)».

    А разве это хорошо, когда все легко и просто? В чем тогда смысл кружка?

    Читаю далее: «…в волшебную страну, где правит шаманство, где много приключений, «изобретение велосипедов», горы подручных средств, поиск учебных материалов, вечная неизвестность, и постоянное ежедневное состояние счастья, от маленьких и больших побед…»

    Мне кажется, это гораздо ближе к реальности. Зацикливаться на готовых наборах, готовых программах — это не правильно. Все-таки правильнее использовать опыт старых радиокружков с их более свободным взглядом на техническое творчество. Ведь в сущности кружок робототехники — это продолжение тех же технических кружков, но с добавлением новых технологий. И по деньгам на порядок дешевле. Или я не прав? Что такого «инопланетного» в робототехнике? Это всего лишь электроника+информатика+механика.
    А первый шаг в робототехнику должен начинаться не с Лего и не с Ардуино, а с определения целей кружка. Тогда точно все получится!

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Электроника+информатика+механика… А дети в 4-6 классе. И как раз этих предметов у них нет. Нет хоть какой-то научной базы. И на робототехнике Вы ее не сформируете. Только расширить.
      Когда начинается 8-9 класс, то дети уже не должны «играть» в ЛЕГО (для души могут, не для своего развития), если, конечно, действительно выстраивать образовательные технологии.
      Или вы вообще не учитываете возрастные и психологические особенности детей.

      «Зацикливаться на готовых наборах» 🙂
      Прикольно! Вы точно мне пишите 🙂

      Когда вопрос про деньги поднимается, то ответ прост: вы экономите на детях и их развитии…
      Спасибо, но мои убеждения немного совсем другие. Я лучше на себе сэкономлю…

      Ответить
  2. Ольга Ямаева:

    Вопросы отправила письмом на электронную почту. Программу кружка кое-как составила. Долго искала в просторах интернета методические материалы и учебники. Нашла интересную разработку: http://www.isphera.ru/roboclass . Вот бы по EV3 что-нибудь подобное!

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Стоимость курса от 200 руб в год на одного ученика. 🙂
      А чем родные методические материалы от ЛЕГО не понравились?

      Ответить
      1. Ольга Ямаева:

        Методические материалы? А они есть на бесплатной основе? Да что я говорю- они не должны быть бесплатными, над ними люди трудились. Но чиновники от образования, тарифицируя мое руководство кружком, должны думать, насколько качественно я смогу это делать? И обеспечить необходимым минимумом? Очень уж спонтанно все сейчас происходит в образовании, очень много мы, педагоги, хотели бы «поднять» на энтузиазме. Я не меркантильна, но кружок то бесплатный, собирать с детей деньги на что-то- подсудное дело. Вот и думаю: выпрошенные в попечительском совете 25 тыс. потратить на ПО или на еще один комплект? А их сейчас всего два.

        Ответить
        1. Копосов Денис Геннадьевич:

          Если бы хоть 1 чиновник был бы энтузиастом, то можно было бы все купить дешевле на 30% минимум (или лучше сказать больше оборудования).
          Так у вас выбора нет. Какое тут ПО. Робот, конечно. Сходите к коллегам и выпросите софт (вы у них не дистрибутив просите, а именно установку на ваши компьютеры/ноутбуки).

          Ответить
  3. Ирина:

    Здравствуйте, Денис Геннадьевич!
    Вопрос 1. У Вас дети начинают программировать с 1-го урока? Вы их, что называется, бросаете в омут? Или сначала все-таки знакомите с алгоритмами, системой команд исполнителя? Есть ли у вас теоретические занятия?
    Вопрос 2. Как вы оцениваете работу детей на уроке? Выставляете ли Вы им оценки (четвертные/семестровые/годовые)? Что лежит в основе оценивания? Ну, понятно, — «работает программа — не работает». Но это не всегда корректный подход, как мне кажется. Кроме того, учитель стоит перед необходимостью проводить контроль. Проводите ли Вы контрольные/зачетные работы? Если — да, то каким образом?

    Ответить
  4. Посмотрела по ссылке, дети работают дети заняты, делают выводы. Возникло большое желание научиться и получить конструктор в пользование.

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Это не совсем обычные дети 🙂
      Надо учесть, что это еще и немного коммерческий проект 🙂

      Ответить
  5. Наталья:

    Здравствуйте. Нам в школу закупили этим летом роботов LEGO в количестве 10 шт. На курсы не отправили, поэтому вопросов много.
    1. Для какого возраста предназначен этот продукт?
    2. С чего начать?????
    3. Возможно ли включить в программу по информатике модуль «Робототехника» (например в 5-7, т.к. у нас это школьный компонент) или лучше не надо? Может достаточно кружка?
    4. Если детали будут теряться, есть ли возможность их докупить?
    5. Есть ли поурочные разработки по этой теме?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      1. Официально с 10 лет до 21 года. Это реально так.
      2. Если есть образовательная версия ПО, то можно сразу вести занятия. В ней самоучитель. Подробный, пошаговый, с готовыми программами и заданиями для школьников. Можно сразу начинать. НЕ БРАТЬ В ПЕРВЫЙ ГОД ДВУХ ГРУПП.
      3. Школьный компонент. Делайте, что хотите. В первый год будет беда с планированием. Составьте его на основе УМК от БИНОМа (у бинома вышел сборник, в котором есть планирование по робототехнике).
      4. Да. Детали можно докупать поштучно. http://www.educube.ru
      5. 🙁

      Ответить
      1. Наталья:

        спасибо. ПО есть, еще не смотрела, а видимо надо было!!!

        Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Все, что в химии научного, это — физика, а все остальное — кухня» (Ландау Лев Давидович)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Пять последних постов
Фотографии

© 2017 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24