21 сентября 2014      1323      21

Первый шаг в робототехнику с LEGO MINDSTORMS EV3. #1

#1. ШАГИ, ШАГИ, СВОБОДНЫ И ЛЕГКИ…

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Первый шаг в робототехнику — тема не новая (ссылок много). Хотя…
Можно проанонсировать тот факт, что началась работа по созданию обновленной версии УМК «Первый шаг в робототехнику», адаптированной именно для модели EV3. Создание учебных материалов — это, конечно, важный, но абсолютно не первый шаг. Может первый шаг — это первый урок с детьми, когда эмоции, адреналин, мотивация? Это запомниться и педагогу и детям на всю жизнь, станет одним из самых ярких воспоминаний о школьных годах. Так это — первый шаг школьника, а не педагога. Если вспоминать свои первые шаги в робототехнику, так они «мхом уже поросли», больше стали похожи на легенду. Более востребованными всегда будут новостные сводки.  В прошлом учебном году мне посчастливилось второй раз войти в одну реку.

Мне предоставилась возможность использовать конструктор LEGO MINDSTORMS EV3 в двух образовательных учреждениях: в Центре технического творчества и досуга школьников (ЦТТ) и в своей любимейшей гимназии №24 города Архангельска. Причем в ЦТТ удалось впервые поработать с детьми, которые учатся  в 3-4 классах, и, кроме того, участвовать в старте/запуске направления «Робототехника».

Все началось со «взрыва». Рвануло 10 декабря. Мощнейший импульс был направлен на пользу дела.13 декабря состоялась встреча с руководством ЦТТ. Поставлена задача: быстро запустить образовательный процесс.

1 шаг. Надо было очень быстро организовать закупку оборудования по робототехнике. 2 недели на все, именно столько оставалось до конца года. www.educube.ru — сразу туда. Получилось. Спасибо работникам этого магазина/фирмы (ООО «Стандарт») за быстрейшую помощь в решении вопроса. Отлично отработала бухгалтерия. Оборудование практически прилетело. Реально, через 2 недели все было, как говорят, уже на руках. 6 комплектов LEGO MINDSTORMS EV3  и лицензия на программное обеспечение. Точнее так:

LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 Core Set — 18180 руб. (6 шт.)
Программное обеспечение EV3 Software (многопользовательская лицензия) — 21000 руб. (1шт.)
Зарядное устройство NXT — 2160 руб. (6 шт.)
Датчик цвета EV3 — 1620 руб. (6 шт.)

Итого: 152760 руб.
Это минимум, но денег больше все-равно не было.

2 шаг. Помещение и компьютеры. Хочется отметить, что чудное 3-этажное здание — это пристройка к «убитой» в 90-е годы теплице. Гениальная идея руководства ЦТТ! Когда процесс реализации этой идеи мне показал Александр Анатольевич Фомин (директор ЦТТ) — я сразу согласился на работу педагогом дополнительного образования.

 

Этот шаг непосредственно я не курировал,  т.к. параллельно стартовал проект по обработке музыки меня просто спросили, подойдет ли конфигурация ПК под программное обеспечение LEGO. Правильно, надо начинать несколько проектов сразу.

3 шаг. Есть оборудование и помещение — вперед обучать педагогов. Провели предварительные консультации с кандидами. Реально — отбор. Далее было необходимо обучение. Надо обучить минимум двух человек. Как обучать? Опять все обрушить на педагога и его свободное время? Нужно курсы организовать. Просим Институт открытого образования (по сути — институт повышения квалификации учителей) организовать курсы для всех желающих. С институтом отношения похожи на долгую интересную ничейную шахматную партию, которую можно разбирать с начинающими шахматистами/учителями. В марте провожу курсы. Как результат — в центре несколько педагогов ведут направление по робототехнике LEGO. Все стороны остались довольны сотрудничеством.

4 шаг. Пробные занятия. Их надо проводить, т.к. у меня, например, не было опыта работы с учащимися начальной школы. Апрель-май. 1,5 месяца. Это придало уверенности и позволило сделать следующий шаг.

 

5 шаг. Реклама. Да. Если вам этот пункт чужд, то не отметайте его. Попросите помочь кого-нибудь.

Наверное все это можно назвать «Первый шаг педагога в робототехнику». Он приятен и, как мне кажется, понятен каждому. Однако возникает…

Проблема №1. Бойтесь огрвопросов!

Ответы на следующие вопросы хорошо бы получить не в ходе реализации, а намного раньше:

1. Все хотят собирать робота, но всего 6-х роботов на 6 групп школьников. Как конструировать? А коллеги убирать этот этап не захотят. Что делать?
2. Через неделю все детали будут перемешаны. Что делать?
3. Творчество — это самостоятельное мышление. И как же творчеством заниматься, если надо думать о еще 4-х группах, учитывать интересы коллег?
4. Идеальная ситуация, когда у каждого ребенка свой робот — это не достижимо. Однако, любая другая ситуация — это сделка с совестью. Халтура! Печально, но зато честно. Вы согласны халтурить?
5. Кто будет заряжать аккумуляторы? Электричество отключают сразу после окончания занятий.
6. Кто будет обновлять ПО и решать проблемы с программным обеспечением? Штатной единицы на это нет, доплат за это сразу вы не получите.
7. А откуда деньги были на начало проекта не забыли поинтересоваться? Если финансирование муниципальное, то денег на развитие нет и не будет. Откуда брать финансирование планируете? По ситуации? Без планирования — это подход «будь, что будет» (так себе педагогическая технология).
8. Вам не расскажут о всех планах. Вы готовы к ситуации, что вас будут использовать и вы узнаете об этом за 2-3 дня до (и это еще не очень плохо)?
9. Группы наберут разновозрастные. У меня, например, сейчас 3-6 класс. Это просто пропасть в знаниях. Как быть? Как проводить занятия?
10. А еще может получиться, что 2 человека придут, например, с опозданием 1,5 месяца. Как догонять?

На последние 2 вопроса сам отвечу. Спасает самоучитель, который входит в состав образовательной версии программного обеспечения. Без него — работа, приносящая удовольствие, превращается в кромешный ад (я не удержался и попробовал). Ребят пришлось приглашать на 20 минут раньше и по самоучителю они догоняли.

Задание №1.  Прислать на электронную почту 5 вопросов, которые могут испортить вам все впечатление от начала проекта (робототехника в школе). Возможно это ваши «страхи».

 

Продолжение #2

 

 

Обсуждение: 21 комментарий
  1. Айарпи:

    Добрый вечер!
    Вот какая ситуация, в нашем городском округу робототехника есть только в одной школе, однако есть огромное желание и у учащихся (увлекающихся программированием)и у педагогов организовать хотя бы кружок по робототехнике. Вот так
    1. Существуют ли учебные программы по робототехнике (или все составляет учитель по своему усмотрению)?
    2. Какая робототехника подойдет для 7-8 классов (лего посоветовали для начальной школы)?
    3. Какое минимальное количество наборов робототехники должно быть, чтобы можно было организовать кружок (так как один набор имеет стандартные схемы, а чтобы собрать что -нибудь нестандартное (то,что придумал ученик))?
    4. По поводу некой классификации этой техники (комплектация, цены)

    Ответить
    1. Татьяна:

      Нет программ. Инструкции к NXT 2 можете найти в интернете, а вот к Ev3 в программе для этого робота, или самим что-то придумывать.

      Ответить
  2. Алена Кабанцова:

    Здравствуйте. Начинаю изучать роботов. Вопросы:
    1. С чего начать? Есть конструкторы, а дальше?
    2. Какого робота лучше собрать для начала?
    3. Как готовятся к соревнованиям?
    4. Есть ли где-нибудь алгоритмы, на примере которых можно поучиться?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      1,2,4 — установить ПО в режиме «учитель».

      Ответить
  3. Татьяна Кобозева:

    У нас в школе работает площадка по робототехнике. Есть конструкторы Лего, желание детей, но нет достаточных знаний у меня как педагога и нет большого количества времени на изучение тонкостей программирования. Посоветуйте сайты, где можно получить информацию.

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      http://ev3book.ucoz.ru/

      Ответить
  4. Чебурина Ольга:

    У меня всегда возникал вопрос, как объяснить директору, что роботетхнику надо внедрят. К тому же школа малокомплектная, денег много не выделяют.

    Ответить
  5. 1. С какого возраста целесообразно начинать робототехнику с детьми?
    2. Обязательно-ли стремиться к участию в соревнованиях или можно построить работу в рамках проектов и тп.?
    3. Где взять программу по которой будет работать педагог?
    4. Оптимальная численность учеников на занятии с роботами?
    5. Как организовать занятия в школе, где всего 5 роботов, а желающих в разы больше?

    Ответить
  6. Елена Викторовна:

    1.Что если учащиеся, испытывая затруднения в программировании, перестанут посещать кружок робототехники?
    2.С чего начать подготовку к соревнованиям внутри школы?Какие состязания можно провести в первый раз?
    3.Как быть с полями для соревнований?
    4.Что делать в ситуации, когда ребенок не хочет следовать программе? Хочет практически сразу создать что-то свое, но еще не освоил основ.
    5.Курсы по программированию для педагогов? Что? Где? и Когда?

    Ответить
    1. Анна:

      Извините, что встреваю, но вопрос №4 действительно постоянно возникает в таких творческих средах (например, scratch ). Ребенок хочет все и сразу, а столкнувшись с нехваткой знаний для реализации своей задумки, часто просто остывает и «отваливается», хотя такой запал изначально был!! просто самой обидно становится, что ученика «потеряли»

      Ответить
      1. Копосов Денис Геннадьевич:

        Три дороги на моем пути, три тревоги, что там впереди…
        1. В классе всегда есть тот, кто хорошо и быстро все делает. Попросите его (после уроков поговорите) помочь, взять под опеку. И надо придумать «крышу» для них, чтобы остальных с пути не сбивали: у них ответственное «задание партии и правительства».
        2. Сегодня поставили замену в 5 классе. Пришло 30 человек. Таких «талантов» половина класса. Все хотят все и сразу. Я не уверен, что надо демократию разводить. Кто делал по плану — все получилось и оставшиеся 10 минут урока они играли в парах в свою игру (сами написали в Scratch), а вот кто стал выбирать свой особый путь — ничего не получилось. Мы не потеряли ученика, мы его на путь истинный наставили. Халява не пройдет!!! Надо работать и учиться, учиться и работать. Мне было приятнее смотреть на тех, у кого все получилось. Везет тому, кто везет.
        3. Пригласить после уроков и попросить его сделать реально полезный проект. Время и работа все расставят на свои места.
        …где лежит дорога моя?

        P.S. Сегодня после уроков пришел 5-классник и спросил: «А можно я буду ходить после уроков?». Легко! Он был счастлив и горд. Уходя сказал: «Знаете, Денис Геннадьевич, я сказал всем, что пошел на робототехнику, а они мне: «Тебя не пустят» и не пошли».

        Ответить
  7. Екатерина Константинова:

    1. Что делать если в процессе работы какие то детали потеряются или испортятся?
    2. Что предложить детям, когда этот робот и ПО будут изучены?
    3. Есть ли какие то особенности по технике безопасности при работе с роботом?
    4. Определяется ли как то уровень знаний и умений учащегося перед началом изучения робототехники?
    5. Существуют ли какие то подготовительные курсы или вводные занятия для учащихся, которым очень интересно, но они «гуманитарии»?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      1. Детали можно покупать поштучно.
      2. Мы закупаем поля. Заданий сразу становиться много. +Инженерные проекты +Космические проекты +Экоград. (ссылки в #3).
      3. Работа с аккумуляторами. Мало ли чего…
      4. Нет. Но это не от хорошей жизни. Надо бы проводить входное тестирование и формировать группы. Такое планируется. 400 человек обучается на ЛЕГО конструировании. Через 1 год первый «выпуск» и они пойдут в робототехнику. Надо будет формировать ровные группы.
      5. В этом году мы совершили маленький «подвиг». Победитель и призер муц.этапов по истории, обществознанию… благодаря робототехнике плавно перешел в ИТ. Осознанно. Поступил в наш фед.университет. То, что он гуманитарий знали все учащиеся школы.
      Нет «гуманитариев», есть просто боящиеся техники. Страх преодолеть — надо поставить эту задачу. Иногда мы преодолеваем страх вот так. http://koposov.info/?p=3440
      У нас через робототехнику проходит каждый школьник. Выпускников, которые не программировали роботов и т.п. у нас в гимназии уже нет.

      Ответить
  8. Анна:

    Денис Геннадьевич, спасибо большое за мастер-класс! Прямо в точку в связи с планируемой в нашей школе закупкой оборудования и модификацией программы под курс робототехники.
    Вопрос1: т.к. подбор оборудования на моих плечах, то напишите, пожалуйста, будь Вы неограничены в средствах, что бы посоветовали приобрести на первые 1-2 года на группу из 15 человек (5-6 класс). И чтобы на первое время хватило запасных частей, закупка которых в ближайшие несколько лет может и не состояться, поэтому наиболее частые форсмажоры нужно предусмотреть заранее. Кроме того. если считаете, что в базовом наборе не хватает чего-то совсем необходимого (коврики с разметкой), датчики, какие шкафы рекомендуете для хранения комплектов и пр. –напишите, пожалуйста, на что ещё обратить внимание при закупке оборудования.
    Вопрос2: Реально ли проведение первых 5-6 проектов уложить в 45 минут урока? 3 пятых класса по 45 минут, два шестых по 45 мин. идут подряд и разбор- сбор незаконченной работы, думаю, для детей будет очень грустным. Или рекомендуете объединять по 2 урока на класс? Тогда как это решаете с надзорными органами и расписанием?
    Вопрос3: Как провести оценивание на уроке(цикле уроков)? По каким критериям делаете это Вы? Тесты? Готовые запрограммированные роботы? Активность на уроке? Достижение поставленной маленькой цели персонально для каждого?

    Ответить
  9. 1. Как запустить курсы для педагогов Республики: купить готовые, разработать, найти информацию в Интернете? Что лучше?
    2. Где найти увлеченных и грамотных педагогов? Это могут быть только информатики?
    3. Как сделать так, чтобы после Республиканской олимпиады на ВРО поехали сильные команды?
    4. Что отвечать директорам школ, которые говорят: «Если нам дадут деньги (Государство, Министерство, город…), то будем работать по робототехнике?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      1. Если хочется быстрый старт, то пригласите несколько педагогов из других регионов в каникулярное время. Обучить методистов, и педагогов… Взять магистрантов у педвуза. Интернет-курсы — это как пропедевтика… 🙁
      Разработать программу развития (вместо чиновников), провести конференцию, подключить СМИ, найти сподвижников в вузах, поговорить с представителями предприятий. НЕ делать одно мероприятие, а подготовить серию («залп» нужен).
      2. Не только информатики. Просто с информатиками проще (они/мы быстрый старт дадут). Инициативных надо воспитывать в школе и вузе. Продумать систему мотивации финансовой. Вот как вы заинтересуете человека, для которого ЕГЭ — сказочная возможность заработать? Никак. Молодежь нужна, а она только в вузе. Берите на практику группы студентов, рекламируйте, как хорошо в школе…
      3. Вы хотите,чтобы лучшие дети уехали из вашего региона (или из страны)? Что-то у меня пафосно получилось… Этот вопрос все-таки лучше задать Филиппову Сергею Александровичу (как выстроить систему, чтобы всегда быть первым).
      4. А зачем тратить свое драгоценное время на таких директоров. Я не тратил (и директор теперь у нас новый). В этом плане я не очень адекватен. Просто решил, что даже один человек может свернуть горы! И свернул.

      Ответить
  10. Елена Татарникова:

    Добрый день! Рада новой встрече! Была у Вас на семинаре в Екатеринбурге!
    Вопросы:
    1. Будущее робототехники в учебном процессе или в доп образовании.
    2. Можно ли считать наборы лего полноценным учебным оборудованием.
    3. Есть ли смысл начинать обучение с курса «Конструирование»
    4. Без оборудования(конструкторов) на программном обеспечении с визуализаторами.

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      1. Сила всегда в единстве. Просто в доп.образовании робототехника давно, а на уроках в школе (как методический инструмент педагога) только разрозненные шаги пока.
      2. Д-а-а. EV3 очень долго готовили, консультировались у педагогов. За 7 месяцев до начала продаж собрали педагогов со всей нашей страны и реально все наши пожелания записывали, выслушивали отзывы и критику. Это реальный продукт, предназначенный именно для школ.
      3. Если есть такая возможность — однозначно ДА!. У нас в центре технического творчества 400 маленьких деток ходят на конструирование, а потом мы их очень ждем на робототехнике.
      4. Работа руками обязательна. И этот посыл (олимпиадникам) мне посчастливилось слышать от… президента ABBYY, например. Наш федеральный университет (САФУ) тоже это понимает…

      Ответить
  11. Сергей Васильевич:

    1)есть ли самоучители для учителей?
    2)есть ли видео курсы для обучения?
    3)с чего начинать первые занятия?
    4)можно ли где то скачать инструкции для lego Wedo?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      1. К EV3 можно купить образовательную версию ПО. В ней есть очень хороший самоучитель для всех. С видеовставками, заданиями, инструкциями.
      2. Да, например, тут.
      3. С конструирование учебной модели робота. Это и педагогу проще и детям очень интересно.
      4. По WeDo я не смотрел информацию. У нас WeDo есть, но больше для понимания, что он нам не очень нужен…

      Ответить
      1. Сергей Васильевич, перейдя по ссылке можно ознакомиться с каталогом и заказать методическую литературу по робототехнике в образовании http://фгос-игра.рф/knigi-po-robototekhnike

        Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Курица — не птица, логарифм — не бесконечность» (Ландау Лев Давидович)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  
Пять последних постов
Фотографии

© 2018 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24