21 сентября 2014      1828      21

Первый шаг в робототехнику с LEGO MINDSTORMS EV3. #1

#1. ШАГИ, ШАГИ, СВОБОДНЫ И ЛЕГКИ…

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Первый шаг в робототехнику — тема не новая (ссылок много). Хотя…
Можно проанонсировать тот факт, что началась работа по созданию обновленной версии УМК «Первый шаг в робототехнику», адаптированной именно для модели EV3. Создание учебных материалов — это, конечно, важный, но абсолютно не первый шаг. Может первый шаг — это первый урок с детьми, когда эмоции, адреналин, мотивация? Это запомниться и педагогу и детям на всю жизнь, станет одним из самых ярких воспоминаний о школьных годах. Так это — первый шаг школьника, а не педагога. Если вспоминать свои первые шаги в робототехнику, так они «мхом уже поросли», больше стали похожи на легенду. Более востребованными всегда будут новостные сводки.  В прошлом учебном году мне посчастливилось второй раз войти в одну реку.

Мне предоставилась возможность использовать конструктор LEGO MINDSTORMS EV3 в двух образовательных учреждениях: в Центре технического творчества и досуга школьников (ЦТТ) и в своей любимейшей гимназии №24 города Архангельска. Причем в ЦТТ удалось впервые поработать с детьми, которые учатся  в 3-4 классах, и, кроме того, участвовать в старте/запуске направления «Робототехника».

Все началось со «взрыва». Рвануло 10 декабря. Мощнейший импульс был направлен на пользу дела.13 декабря состоялась встреча с руководством ЦТТ. Поставлена задача: быстро запустить образовательный процесс.

1 шаг. Надо было очень быстро организовать закупку оборудования по робототехнике. 2 недели на все, именно столько оставалось до конца года. www.educube.ru — сразу туда. Получилось. Спасибо работникам этого магазина/фирмы (ООО «Стандарт») за быстрейшую помощь в решении вопроса. Отлично отработала бухгалтерия. Оборудование практически прилетело. Реально, через 2 недели все было, как говорят, уже на руках. 6 комплектов LEGO MINDSTORMS EV3  и лицензия на программное обеспечение. Точнее так:

LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 Core Set — 18180 руб. (6 шт.)
Программное обеспечение EV3 Software (многопользовательская лицензия) — 21000 руб. (1шт.)
Зарядное устройство NXT — 2160 руб. (6 шт.)
Датчик цвета EV3 — 1620 руб. (6 шт.)

Итого: 152760 руб.
Это минимум, но денег больше все-равно не было.

2 шаг. Помещение и компьютеры. Хочется отметить, что чудное 3-этажное здание — это пристройка к «убитой» в 90-е годы теплице. Гениальная идея руководства ЦТТ! Когда процесс реализации этой идеи мне показал Александр Анатольевич Фомин (директор ЦТТ) — я сразу согласился на работу педагогом дополнительного образования.

 

Этот шаг непосредственно я не курировал,  т.к. параллельно стартовал проект по обработке музыки меня просто спросили, подойдет ли конфигурация ПК под программное обеспечение LEGO. Правильно, надо начинать несколько проектов сразу.

3 шаг. Есть оборудование и помещение — вперед обучать педагогов. Провели предварительные консультации с кандидами. Реально — отбор. Далее было необходимо обучение. Надо обучить минимум двух человек. Как обучать? Опять все обрушить на педагога и его свободное время? Нужно курсы организовать. Просим Институт открытого образования (по сути — институт повышения квалификации учителей) организовать курсы для всех желающих. С институтом отношения похожи на долгую интересную ничейную шахматную партию, которую можно разбирать с начинающими шахматистами/учителями. В марте провожу курсы. Как результат — в центре несколько педагогов ведут направление по робототехнике LEGO. Все стороны остались довольны сотрудничеством.

4 шаг. Пробные занятия. Их надо проводить, т.к. у меня, например, не было опыта работы с учащимися начальной школы. Апрель-май. 1,5 месяца. Это придало уверенности и позволило сделать следующий шаг.

 

5 шаг. Реклама. Да. Если вам этот пункт чужд, то не отметайте его. Попросите помочь кого-нибудь.

Наверное все это можно назвать «Первый шаг педагога в робототехнику». Он приятен и, как мне кажется, понятен каждому. Однако возникает…

Проблема №1. Бойтесь огрвопросов!

Ответы на следующие вопросы хорошо бы получить не в ходе реализации, а намного раньше:

1. Все хотят собирать робота, но всего 6-х роботов на 6 групп школьников. Как конструировать? А коллеги убирать этот этап не захотят. Что делать?
2. Через неделю все детали будут перемешаны. Что делать?
3. Творчество — это самостоятельное мышление. И как же творчеством заниматься, если надо думать о еще 4-х группах, учитывать интересы коллег?
4. Идеальная ситуация, когда у каждого ребенка свой робот — это не достижимо. Однако, любая другая ситуация — это сделка с совестью. Халтура! Печально, но зато честно. Вы согласны халтурить?
5. Кто будет заряжать аккумуляторы? Электричество отключают сразу после окончания занятий.
6. Кто будет обновлять ПО и решать проблемы с программным обеспечением? Штатной единицы на это нет, доплат за это сразу вы не получите.
7. А откуда деньги были на начало проекта не забыли поинтересоваться? Если финансирование муниципальное, то денег на развитие нет и не будет. Откуда брать финансирование планируете? По ситуации? Без планирования — это подход «будь, что будет» (так себе педагогическая технология).
8. Вам не расскажут о всех планах. Вы готовы к ситуации, что вас будут использовать и вы узнаете об этом за 2-3 дня до (и это еще не очень плохо)?
9. Группы наберут разновозрастные. У меня, например, сейчас 3-6 класс. Это просто пропасть в знаниях. Как быть? Как проводить занятия?
10. А еще может получиться, что 2 человека придут, например, с опозданием 1,5 месяца. Как догонять?

На последние 2 вопроса сам отвечу. Спасает самоучитель, который входит в состав образовательной версии программного обеспечения. Без него — работа, приносящая удовольствие, превращается в кромешный ад (я не удержался и попробовал). Ребят пришлось приглашать на 20 минут раньше и по самоучителю они догоняли.

Задание №1.  Прислать на электронную почту 5 вопросов, которые могут испортить вам все впечатление от начала проекта (робототехника в школе). Возможно это ваши «страхи».

 

Продолжение #2

 

 

Обсуждение: 21 комментарий
  1. Татьяна:

    Нет программ. Инструкции к NXT 2 можете найти в интернете, а вот к Ev3 в программе для этого робота, или самим что-то придумывать.

  2. Айарпи:

    Добрый вечер!
    Вот какая ситуация, в нашем городском округу робототехника есть только в одной школе, однако есть огромное желание и у учащихся (увлекающихся программированием)и у педагогов организовать хотя бы кружок по робототехнике. Вот так
    1. Существуют ли учебные программы по робототехнике (или все составляет учитель по своему усмотрению)?
    2. Какая робототехника подойдет для 7-8 классов (лего посоветовали для начальной школы)?
    3. Какое минимальное количество наборов робототехники должно быть, чтобы можно было организовать кружок (так как один набор имеет стандартные схемы, а чтобы собрать что -нибудь нестандартное (то,что придумал ученик))?
    4. По поводу некой классификации этой техники (комплектация, цены)

  3. Копосов Денис Геннадьевич:

    1,2,4 — установить ПО в режиме «учитель».

  4. Алена Кабанцова:

    Здравствуйте. Начинаю изучать роботов. Вопросы:
    1. С чего начать? Есть конструкторы, а дальше?
    2. Какого робота лучше собрать для начала?
    3. Как готовятся к соревнованиям?
    4. Есть ли где-нибудь алгоритмы, на примере которых можно поучиться?

  5. Копосов Денис Геннадьевич:

    http://ev3book.ucoz.ru/

  6. Татьяна Кобозева:

    У нас в школе работает площадка по робототехнике. Есть конструкторы Лего, желание детей, но нет достаточных знаний у меня как педагога и нет большого количества времени на изучение тонкостей программирования. Посоветуйте сайты, где можно получить информацию.

  7. Чебурина Ольга:

    У меня всегда возникал вопрос, как объяснить директору, что роботетхнику надо внедрят. К тому же школа малокомплектная, денег много не выделяют.

  8. 1. С какого возраста целесообразно начинать робототехнику с детьми?
    2. Обязательно-ли стремиться к участию в соревнованиях или можно построить работу в рамках проектов и тп.?
    3. Где взять программу по которой будет работать педагог?
    4. Оптимальная численность учеников на занятии с роботами?
    5. Как организовать занятия в школе, где всего 5 роботов, а желающих в разы больше?

  9. Копосов Денис Геннадьевич:

    Три дороги на моем пути, три тревоги, что там впереди…
    1. В классе всегда есть тот, кто хорошо и быстро все делает. Попросите его (после уроков поговорите) помочь, взять под опеку. И надо придумать «крышу» для них, чтобы остальных с пути не сбивали: у них ответственное «задание партии и правительства».
    2. Сегодня поставили замену в 5 классе. Пришло 30 человек. Таких «талантов» половина класса. Все хотят все и сразу. Я не уверен, что надо демократию разводить. Кто делал по плану — все получилось и оставшиеся 10 минут урока они играли в парах в свою игру (сами написали в Scratch), а вот кто стал выбирать свой особый путь — ничего не получилось. Мы не потеряли ученика, мы его на путь истинный наставили. Халява не пройдет!!! Надо работать и учиться, учиться и работать. Мне было приятнее смотреть на тех, у кого все получилось. Везет тому, кто везет.
    3. Пригласить после уроков и попросить его сделать реально полезный проект. Время и работа все расставят на свои места.
    …где лежит дорога моя?

    P.S. Сегодня после уроков пришел 5-классник и спросил: «А можно я буду ходить после уроков?». Легко! Он был счастлив и горд. Уходя сказал: «Знаете, Денис Геннадьевич, я сказал всем, что пошел на робототехнику, а они мне: «Тебя не пустят» и не пошли».

  10. Анна:

    Извините, что встреваю, но вопрос №4 действительно постоянно возникает в таких творческих средах (например, scratch ). Ребенок хочет все и сразу, а столкнувшись с нехваткой знаний для реализации своей задумки, часто просто остывает и «отваливается», хотя такой запал изначально был!! просто самой обидно становится, что ученика «потеряли»

  11. Елена Викторовна:

    1.Что если учащиеся, испытывая затруднения в программировании, перестанут посещать кружок робототехники?
    2.С чего начать подготовку к соревнованиям внутри школы?Какие состязания можно провести в первый раз?
    3.Как быть с полями для соревнований?
    4.Что делать в ситуации, когда ребенок не хочет следовать программе? Хочет практически сразу создать что-то свое, но еще не освоил основ.
    5.Курсы по программированию для педагогов? Что? Где? и Когда?

  12. Сергей Васильевич, перейдя по ссылке можно ознакомиться с каталогом и заказать методическую литературу по робототехнике в образовании http://фгос-игра.рф/knigi-po-robototekhnike

  13. Копосов Денис Геннадьевич:

    1. Детали можно покупать поштучно.
    2. Мы закупаем поля. Заданий сразу становиться много. +Инженерные проекты +Космические проекты +Экоград. (ссылки в #3).
    3. Работа с аккумуляторами. Мало ли чего…
    4. Нет. Но это не от хорошей жизни. Надо бы проводить входное тестирование и формировать группы. Такое планируется. 400 человек обучается на ЛЕГО конструировании. Через 1 год первый «выпуск» и они пойдут в робототехнику. Надо будет формировать ровные группы.
    5. В этом году мы совершили маленький «подвиг». Победитель и призер муц.этапов по истории, обществознанию… благодаря робототехнике плавно перешел в ИТ. Осознанно. Поступил в наш фед.университет. То, что он гуманитарий знали все учащиеся школы.
    Нет «гуманитариев», есть просто боящиеся техники. Страх преодолеть — надо поставить эту задачу. Иногда мы преодолеваем страх вот так. http://koposov.info/?p=3440
    У нас через робототехнику проходит каждый школьник. Выпускников, которые не программировали роботов и т.п. у нас в гимназии уже нет.

  14. Екатерина Константинова:

    1. Что делать если в процессе работы какие то детали потеряются или испортятся?
    2. Что предложить детям, когда этот робот и ПО будут изучены?
    3. Есть ли какие то особенности по технике безопасности при работе с роботом?
    4. Определяется ли как то уровень знаний и умений учащегося перед началом изучения робототехники?
    5. Существуют ли какие то подготовительные курсы или вводные занятия для учащихся, которым очень интересно, но они «гуманитарии»?

  15. Анна:

    Денис Геннадьевич, спасибо большое за мастер-класс! Прямо в точку в связи с планируемой в нашей школе закупкой оборудования и модификацией программы под курс робототехники.
    Вопрос1: т.к. подбор оборудования на моих плечах, то напишите, пожалуйста, будь Вы неограничены в средствах, что бы посоветовали приобрести на первые 1-2 года на группу из 15 человек (5-6 класс). И чтобы на первое время хватило запасных частей, закупка которых в ближайшие несколько лет может и не состояться, поэтому наиболее частые форсмажоры нужно предусмотреть заранее. Кроме того. если считаете, что в базовом наборе не хватает чего-то совсем необходимого (коврики с разметкой), датчики, какие шкафы рекомендуете для хранения комплектов и пр. –напишите, пожалуйста, на что ещё обратить внимание при закупке оборудования.
    Вопрос2: Реально ли проведение первых 5-6 проектов уложить в 45 минут урока? 3 пятых класса по 45 минут, два шестых по 45 мин. идут подряд и разбор- сбор незаконченной работы, думаю, для детей будет очень грустным. Или рекомендуете объединять по 2 урока на класс? Тогда как это решаете с надзорными органами и расписанием?
    Вопрос3: Как провести оценивание на уроке(цикле уроков)? По каким критериям делаете это Вы? Тесты? Готовые запрограммированные роботы? Активность на уроке? Достижение поставленной маленькой цели персонально для каждого?

  16. Копосов Денис Геннадьевич:

    1. Если хочется быстрый старт, то пригласите несколько педагогов из других регионов в каникулярное время. Обучить методистов, и педагогов… Взять магистрантов у педвуза. Интернет-курсы — это как пропедевтика… 🙁
    Разработать программу развития (вместо чиновников), провести конференцию, подключить СМИ, найти сподвижников в вузах, поговорить с представителями предприятий. НЕ делать одно мероприятие, а подготовить серию («залп» нужен).
    2. Не только информатики. Просто с информатиками проще (они/мы быстрый старт дадут). Инициативных надо воспитывать в школе и вузе. Продумать систему мотивации финансовой. Вот как вы заинтересуете человека, для которого ЕГЭ — сказочная возможность заработать? Никак. Молодежь нужна, а она только в вузе. Берите на практику группы студентов, рекламируйте, как хорошо в школе…
    3. Вы хотите,чтобы лучшие дети уехали из вашего региона (или из страны)? Что-то у меня пафосно получилось… Этот вопрос все-таки лучше задать Филиппову Сергею Александровичу (как выстроить систему, чтобы всегда быть первым).
    4. А зачем тратить свое драгоценное время на таких директоров. Я не тратил (и директор теперь у нас новый). В этом плане я не очень адекватен. Просто решил, что даже один человек может свернуть горы! И свернул.

  17. Копосов Денис Геннадьевич:

    1. Сила всегда в единстве. Просто в доп.образовании робототехника давно, а на уроках в школе (как методический инструмент педагога) только разрозненные шаги пока.
    2. Д-а-а. EV3 очень долго готовили, консультировались у педагогов. За 7 месяцев до начала продаж собрали педагогов со всей нашей страны и реально все наши пожелания записывали, выслушивали отзывы и критику. Это реальный продукт, предназначенный именно для школ.
    3. Если есть такая возможность — однозначно ДА!. У нас в центре технического творчества 400 маленьких деток ходят на конструирование, а потом мы их очень ждем на робототехнике.
    4. Работа руками обязательна. И этот посыл (олимпиадникам) мне посчастливилось слышать от… президента ABBYY, например. Наш федеральный университет (САФУ) тоже это понимает…

  18. Копосов Денис Геннадьевич:

    1. К EV3 можно купить образовательную версию ПО. В ней есть очень хороший самоучитель для всех. С видеовставками, заданиями, инструкциями.
    2. Да, например, тут.
    3. С конструирование учебной модели робота. Это и педагогу проще и детям очень интересно.
    4. По WeDo я не смотрел информацию. У нас WeDo есть, но больше для понимания, что он нам не очень нужен…

  19. 1. Как запустить курсы для педагогов Республики: купить готовые, разработать, найти информацию в Интернете? Что лучше?
    2. Где найти увлеченных и грамотных педагогов? Это могут быть только информатики?
    3. Как сделать так, чтобы после Республиканской олимпиады на ВРО поехали сильные команды?
    4. Что отвечать директорам школ, которые говорят: «Если нам дадут деньги (Государство, Министерство, город…), то будем работать по робототехнике?

  20. Елена Татарникова:

    Добрый день! Рада новой встрече! Была у Вас на семинаре в Екатеринбурге!
    Вопросы:
    1. Будущее робототехники в учебном процессе или в доп образовании.
    2. Можно ли считать наборы лего полноценным учебным оборудованием.
    3. Есть ли смысл начинать обучение с курса «Конструирование»
    4. Без оборудования(конструкторов) на программном обеспечении с визуализаторами.

  21. Сергей Васильевич:

    1)есть ли самоучители для учителей?
    2)есть ли видео курсы для обучения?
    3)с чего начинать первые занятия?
    4)можно ли где то скачать инструкции для lego Wedo?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Это хорошее дело – не сидеть на месте. Чело­век, как вода, если не течёт, то за­стаивается и плесневеет» (Пётр Леонидович Капица)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Пять последних постов
Фотографии

© 2018 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24