24 сентября 2014      906      0

ПЕРВЫЙ ШАГ В РОБОТОТЕХНИКУ С LEGO MINDSTORMS EV3. #2 (часть 3)

 

3 часть вопросов/ответов… предыдущие №1 и №2.

В конце прошлого года начала работать с конструктором, в этом оду веду как внеурочную деятельность , 2 часа и взяла возраст 5-7 классы. И вопросов много.
1. Как составить рабочую программу (и соответственно сами занятия) так, чтобы учитывался возраст ребят, связь с другими предметами?
2. Как сделать так, чтобы ребята не испугались трудностей (особенно когда нужно делать расчеты и добиваться результата) и не сбежали?
3. Как готовить детей на различные конкурсы и олимпиады по робототехнике?
4. Где можно посмотреть разработки занятий?
5. …
Вот пока такие вопросы, но когда пойдет работа полным ходом, я уверена, что возникнут не только вопросы, но и проблемы.

1. Если не врать (особенно самому себе), то ответ: НИКАК. Нельзя составить хорошую программу в принципе. Бла-бла-бла (компетенции и т.д.) — такую, конечно, можно.
А вот занятия можно. Оформить только сложно. Вот скажите, ко мне приходит театральный класс (у них 4 года были занятия по театру), они свободны, эмоциональны. Догадываетесь, как я должен уроки проводить? Как шоумен. А потом приходит класс детей из… 9-этажного общежития, в котором благополучных семей просто нет.
Все индивидуально. Оформлять все это в какую-то бумажную оболочку… Это реализуемо?
Вот для меня встречи и общение — это более эффективный способ повысить качество своей работы. По этой причине и прикипел к Образовательной галактике.
2. Мне помогло то, что я вовремя понял, что работаю не на конкурсы, турниры, олимпиады и другие «результаты», а для чего-то другого. Работать после этого  — одно удовольствие. Произошло это тогда, когда среди 11-классников (не этого года) оказалось 5 человек с трудовой книжкой, и я как бы на их налоги им же должен… Отрезвляет быстро.
3. Никак. Дети сами должны это делать, а мы только направляем.
4. Хорошая подборка идей есть на Галактике. Книжка Филиппова просто прекрасна! Использую на занятиях  книжку Белиовской.

Только сейчас присоединилась к курсу,на множество своих вопросов уже нашла ответы. У меня возник вопрос про поля, живем в сельской местности,возможность приобретения минимальна.Изготавливали ли вы поля сами, если да,то из чего?

Да я до сих пор всегда с изолентой хожу. В ЦТТ полей нет (все не могу принести с собой). Изолента решает много проблем. Посмотрите внимательно… на фото стеновые панели (выбраковка и изолента). 🙂 До сих пор занятия провожу на них.

1. Недостаток наборов, а точнее 5 наборов NXT. а EV3 только в руках на мастер классе держали.
2. Сложно ли переходить с NXT на EV3.
3. В чем заключается сложность для детей, как переключить детей с полюбившегося им NXT на EV3, которое к тому же немного сложнее в управлении и программировании.
4. Как выстроить целостность образовательного процесса с 5 по 8 класс.
5. Как совместить образовательный процесс с подготовкой к конкурсам?

1.
2-3. Нет. Просто, когда опыт по NXT очень большой, ждешь чуда от EV3, а чуда быть не может. Его нет.  Снова оказываешься в начале пути, снова поиски, снова «грабли». Всем ли это понравится?
В программировании EV3 не сложнее. Нам повезло: мы 5 месяцев тестировали EV3 до его официального выхода в России. Разочарований у детей не было. Однако, т.к. EV3 еще молод, то проблемы быть должны, мы «убились» в попытках заставить EV3 ехать по линии быстрее, чем NXT. Не получалось, заказывали дополнительные датчики, двигатели (чтобы исключить разовые проблемы). Времени всегда в обрез. 🙂
В этом году у нас одно из исследовательских направлений: «EV3. Скрытые проблемы». У нас сильные классы выбирают темы, которыми они будут заниматься в этом учебном году после уроков.
4. Мы так долго MINDSTORMS не используем. Мотивации у детей не будет. У нас после MINDSTORMS идет Arduino.
5. Мы стали, например, использовать поля для соревнований на уроках. Просто оформляем в социально-значимый антураж. Кегельринг — это Земля Франца-Иосифа. При подготовке основное требование (у меня), чтобы после детских экспериментов улучшилась модель робота. Это важно. Классно говорить 5-классникам, что вот эту часть предложил Иван, а вот эту Михаил… У каждой идеи есть автор. Образование, воспитание, развитие… а конкурсы, надо подбирать под конкретного ребенка.

У нас в школе закуплен только один комплект mindstorms (440 человек в школе). Работать ещё не начинали.
1. Каким образом необходимо выстроить работу? (для оптимального распределения)
2. Насколько эффективен метод наставничества из числа старших школьников?
3. Где можно найти видео для родителей, чтобы убедить на примере (многие считают что их дети давно выросли, мнение молодого педагога для них не авторитет(мой стаж 4 года))?
4. Каким образом можно заинтересовать спонсоров для приобретения техники?
5. Есть ли аналогичные продукты российского производства?

1. Срочно опросить школьников, может робот еще у кого есть. Собрать группу 4-5 человек провести первое занятие. Все фотографируем, снимаем. Информацию несем на сайт и директору. Пытаемся объяснить, что нужно еще несколько штук. Когда мало роботов — спасет подготовка к соревнованиям. Поговорите с родителями. Поля закажите сразу. Творческие конкурсы — участвуйте. Скоро Новый год! Это надо использовать. Проведите рекламу для детей и родителей. Есть шанс, что на кружок начнут приходить со своими. Я такой опыт видел в Москве (вся группа со своими роботами ходила на бесплатный кружок).
2. От конкретных детей зависит. Обычно хорошо получается.
3. Срочно самому все снять. На второе занятие пригласить родителей. Их тоже снять. Срочно, день учителя близко!
4. Поддерживают только уже работающие проекты — это раз. Второе: не поддерживают школы. Поддерживают только педагогов.
5. Есть ТРИК. www.trikset.com. Сергей Александрович Филиппов использует сейчас именно ТРИК.

 

1. С какого возраста целесообразно начинать робототехнику с детьми?
2. Обязательно-ли стремиться к участию в соревнованиях или можно построить работу в рамках проектов и тп.?
3. Где взять программу по которой будет работать педагог?
4. Оптимальная численность учеников на занятии с роботами?
5. Как организовать занятия в школе, где всего 5 роботов, а желающих в разы больше?

1. Целесообразно? Скорее всего ответы будут сильно разниться. Величайшие методисты вам красиво расскажут: «Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь ____________ с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета».
Но интересует, наверно, что человек говорит близким и знакомым. Говорю, чтобы приводили детей не раньше 5 класса.
2. Можно не стремиться.
3. В идеале самому написать.
4. Не более 2 учащихся на одного робота и обязательно должны быть свободные роботы, чтобы можно было работать НЕ в парах. Мне иногда придушить себя хочется за такие свои ответы.
Численность… Мне посчастливилось, я нахожусь сейчас в состоянии, когда провожу в гимназии встречи с детьми, а не работаю для творческих объединений. Школьники сейчас все реально занятые. По этой причине дети могут приходить 4 дня в неделю (понедельник, вторник, четверг и субботу) с 14:45  до 18 часов в любое время (часто задерживаются, но бывает, что и раньше уходят). У нас, конечно, не только робототехника. Проектная и исследовательская деятельность по всем нашим направлениям. У каждого своя тема, свой план. Если мне надо срочно куда-то быстро-быстро «убежать», то они спокойно продолжают свою работу. Доверие — это прекрасно. Никаких бумаг и давления. Понятия «численность» и «наполняемость» отсутствуют. Да, за это никто не платит, но и мозг не выносят. 🙂
Однако, еще работаю педагогом доп.образования, где такие понятия были, есть и будут. Когда детей было 5, то все они получали много внимания, потом детей стало 10 потом 12… Сформировали группы: одни ушли, другие пришли.  Инкубатор 🙁
Но бросить запущенный проект пока нельзя. Его надо на ноги поставить, чтобы уход и не заметил никто…
5. На уроках используйте.

Это последняя часть вопросов/ответов…

У меня всегда возникал вопрос, как объяснить директору, что робототехнику надо внедрять. К тому же школа малокомплектная, денег много не выделяют.

У меня тоже. 🙂
Наверное мы, учителя, всегда верим в чудеса. По той простой причине, что мы их делаем для детей сами. Как же так, мы может объяснить любому ребенку, но не можем взрослому?  Мы верим, что надо только подобрать слова, найти ту малюсенькую дверцу в душе и приоткрыть ее…
А в это время бедный директор думает: «Ну как же так, как они, учителя не понимают, что у нас нет денег на нормальное питание, нет денег ремонт, нет денег на создание здоровой конкуренции, нет денег на развитие школы, нет денег на аттестацию, нет денег на медосмотр, нет денег… на всё! Ну дам я вам 25000 руб., так после этого «прибегут» все остальные педагоги…   объясняй им теперь, почему дал тому и не дал другому».
Меня больше мучает другой вопрос. Почему школы, лицеи, гимназии, у которых что-то получилось, не могут найти в себе силу помочь коллегам? У нас это работает.
С другой стороны, сложно понять компании и предприятия, которые любят заниматься отбором. Вузы аналогично себя ведут. Все пытаются забрать лучшее…
«Узкий эгоизм, воображающий, что можно брать, не давая, может быть политикой только тупого человека. Недаром в священном писа­нии сказано: «Рука дающего не оскудеет». Жизненный опыт показывает, что узкий эгоизм как в жизни отдельного человека, так и в жиз­ни государства никогда не оправдывается » (П.Л.Капица)

Вопросы такие:
1. Как написать рабочую программу по внеурочной деятельности, если не было опыта в практике по робототехнике? Да, есть методические пособия, но как предвидеть результат работы всей группы?
2. Конструкторов пока недостаточно на всю группу 5-6 классов, как организовать занятие, чтобы было всем интересно? В этом возрасте все хотят сделать своими руками, а конструкторов мало?
3. С чего нужно начать или на что больше уделить внимание для подготовки талантливых учеников к соревнованиям по робототехнике?
4. Как работать с теми учениками, если они начали посещать занятия не сразу со всеми?
5. Как организовать работу по внедрению робототехники с начальной школы?

1. Сложно ответить. Можно проанализировать опыт работы по робототехнике в Санкт-Петербурге.

2. Можно воспользоваться идеями с сайта www.nxtprograms.com.
3. Думаю, что лучше обратиться к опыту 239 лицея Санкт-Петербурга.
4. Обычно прошу кого-нибудь из группы взять эту миссию на себя.
5. Конструирование. Не надо в начальной школе робототехнику.

Первый шаг в робототехнику с LEGO MINDSTORMS EV3. #3

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Свою профессию человек должен любить. Без этого он никогда не будет счастлив, не будет с наслаждением трудиться. В противном случае его ждёт жалкая участь» (Ландау Лев Давидович)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Пять последних постов
Фотографии

© 2018 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24