26 октября 2014      2372      27

Программирование Arduino в Scratch #1

 

banner top

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Хотелось бы начать сразу с задания…

Просто у нас есть уже очень большой опыт использования Arduino в школе (c 2011 года) и, как мне кажется, было бы правильным увидеть огромное число ваших вопросов и  постараться ответить на них.

Задание 1. Ознакомившись с нашим опытом использования Arduino (в частности Arduino+Scratch), задайте (в комментариях) 2-3 вопроса, самых важных именно для вас (по Arduino+Scratch).

Ответы на вопросы будут по ссылке 

Закупка первый 15 шт. наборов «Матрешка» была осуществлена в декабре 2010 года, а в марте 2011 началось массовое обучение.

1. Arduino в школе. Как все начиналось (март 2011 г.)
2. Опыт гимназии в организации занятий с учащимися

Конечно, начинали мы с 10-11 классов, а дальше стремились снизить порог вхождения детей в направление. В этом нам очень сильно помогло программное обеспечение S4A = Scratch For Arduino. В результате, с этого года 5-классников мы знакомим с Arduino раньше, чем с LEGO MINDSTORMS.

Направление Arduino+Scratch сверхпопулярно среди педагогов не только нашей страны. Приезд делегации учителей из Норвегии  к нам в гимназию — яркое тому подтверждение. Их очень интересовали методики, опускающие возрастную планку вхождения ребенка в направления, связанные с техническим творчеством, наукой и программированием.

3. Учителя из Норвегии изучают наш опыт


С учетом того, что до этого к нам в гости приезжали и педагоги из Финляндии… было принято решение: активно продвигать это направление на российских «просторах Интернета»…

Наши публикации (посты и т.п.):

4.1. Модульный принцип.
4.2. Долгий поиск удобного оборудования
4.3. Занятие 1. #1…
4.4. Занятие 2. #2…
4.5. Занятие 3. #3…
4.6. Занятие 4. #4…
4.7. Занятие 5. #5…
4.8. Сборка. Как это будет.
4.9. Собирают 5-классники
4.10. Краш-тест оборудования
4.11. Используем датчик освещенности
4.12. Первые итоги работы с детьми
4.13. Использование модулей
4.14. Нажми на кнопку
4.15. Счетчик нажатий
4.16. Первые сложности
4.17. Шкалы
4.18. Делаем мишень
4.19. Будильник
4.20. Управляем несколькими платами
4.21. ИК-датчик
4.22. Используем Arduino и Kinect
4.23. Использование Kinect
4.24. Счетчик приседаний
4.25. Физкультминутка
4.26. Snap4Arduino
4.27. Светофор
4.28. 2 Arduino — это сложно? Нет
4.29. Игры и переменные

В принципе, если изучить все эти ссылки, то заявленные 12 часов исчезнут быстро.

Но ведь мы же не ради 12 часов собрались…

Ответы на вопросы будут по ссылке 

Начало                                                                                                        Программирование Arduino в Scratch #2

Обсуждение: 27 комментариев
  1. Спасибо за интересный опыт.

    Ответить
  2. Валерий Геннадьевич Сафули:

    Добрый день!
    Я занимаюсь робототехникой в Центре Дополнительного образования. Хотелось бы расширить с помощью Вашего курса знания в использовании Ардуино. Так как занятия с NXT показывают что всё таки расширять кругозор ребят в программировании необходимо за счёт различных сред.

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Да с программированием у ребят очень тяжело…

      Ответить
  3. Кристина:

    Добрый вечер, Денис Геннадьевич!
    Очень много полезной информации, глаза разбегаются!
    Я выбрала эту активность, потому что занимаюсь с детьми 2-3 классов в программе Scratch. Здесь же Вы говорите о более сложных вещах и для более старших детей.
    С Arduino не работала, но всему свое время!
    Изучала материалы, и либо пропустила, либо не нашла: откуда в Scrath у вас появляются дополнительные команды? При подключении Arduino? Как подключать? В самом Scrath тоже нужно выбирать к чему подключаться или это автоматически?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Это модифицированный Scratch. http://www.s4a.cat — официальный сайт.
      Полный ответ в #3 будет…

      Ответить
      1. Кристина:

        По поводу Вашего ответа в #3 — все эти программы свободно распространяемые? или лицензионные и их необходимо покупать?

        Ответить
  4. Элла Николаевна:

    Добрый день, Денис Геннадьевич!
    Разрешите узнать Ваше мнение о применения на уроках информатики и внеурочном времени, как дополнение к реальным конструкторам NXT и EV3, виртуальных тренажеров по робототехнике и применяете ли вы у себя на уроках? Например, программа CeeBot сайт http://www.ceebot.org скачать можно Демо режим, но не в Демо режиме она платная.
    А есть еще отечественная бесплатная разработка виртуального конструктора http://robots.qreal.ru:
    (QReal:Robots — система визуального программирования роботов, разрабатываемая на кафедре системного программирования Санкт-Петербургского государственного университета. Среда позволяет создавать графические программы для роботов Lego® Mindstorms® NXT 2.0 и исполнять эти программы прямо на компьютере, посылая команды роботу через Bluetooth или USB-интерфейс, а также генерировать по диаграммам код на Си-образном языке и закачивать его для исполнения в робота) Скачать можно на сайте
    http://robots.qreal.ru/file-cabinet
    Хорошо разработаны виртуальные тренажеры и представлены и на RobotC, NXT, EV3, VEX многими мирами и даже можно создавать свой мир для тренировки на сайт http://www.robotvirtualworlds.com/, где представлены различные виртуальные тренажеры по робототехнике, которые можно использовать на уроках. (Описание на сайте http://www.robotvirtualworlds.com/virtualnxt/ «Виртуальный NXT-это инструмент моделирования разработан, чтобы помочь учителям учить математике, вычислительных навыков мышления и программирования.Виртуальный NXT совместимо с NXT-G, EV3, и LabVIEW для LEGO Mindstorms.») На сайте можно скачать и программу для разработки своих виртуальных миров http://www.robotvirtualworlds.com/levelbuilder/ Но лицензию на класс необходимо приобретать на сайте http://robomatter.com/Shop-By-Robot/Virtual-Robots/NXT-Virtual-Robots/Programming
    И если реальных конструкторов недостаточно, чтобы проводить уроки информатики с интеграцией робототехники, то можно ли взять за основу в планировании применение направления виртуальных тренажеров?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Наверное у меня предубеждение… Я против замены реальных лабораторных на виртуальные.
      Руки, руки, руки… с руками в нашей стране полная беда…
      С ТРИК studio (www.trikset.com) работаем с тестовом режиме. У меня сейчас группа учащихся этот вопрос изучает.
      С NXT она тоже работает. ТРИК studio пока нравиться.
      И… Сергей Александрович Филиппов сейчас с ТРИКом работает. Мы взяли на пробу 2 шт. ТРИКов.
      С 3D моделями мы наигрались в 2008 году с MS Robotics Studio. 🙂
      Не прижились… реальный робот себя так не ведет.

      Если говорить об идее объединения… то мне очень хочется лицензию на Multisim для схем…

      Что в конкретном случае необходимо использовать — знаете только Вы. Если сомневаетесь — попробуйте на тестовой группе активных учащихся.
      Очень интересно смоделировать ситуацию в 3D, а потом проверить на реальных роботах.

      Ответить
  5. Горский Егор:

    Добрый день, Денис Геннадьевич. Меня как и всех интересует как получить финансирование? У меня нет опыта преподавания робототехнических курсов, смотрю разные статьи, семинары, очень много различных возможностей, на сколько тяжело ученикам дается робототехника в обычной средней школе? С чего бы вы посоветовали начать?

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      На некоторые вопросы (не совсем по теме) буду отвечать тут. Остальные ответы в #3
      1. Я не знаю, как получить финансирование. Знаю только как зарабатывать хорошо, но это слушать надо.
      2. В нашей — очень тяжело. Ужасно тяжело, как только дети начинают понимать, что робототехника — это программирование, программирование, программирование + огромный опыт конструкторской деятельности + самостоятельное мышление +… Мы не форсируем. Робототехнику ради робототехники не изучаем (это вузовская программа).
      Сказки про будущее робототехники разбиваются о 3 рабочих места со специальностью по робототехнике на весь город. Больше нам не смогла назвать директор института, в котором кафедра робототехники есть… 🙂
      3. С чего начать? Нет дистанционного ответа. Мы каждое направление открывали под конкретный класс, под конкретных школьников, под воспитательные моменты.
      Кроме вас точно никто не скажет.
      Когда у меня были сомнения, то я проводил занятия по робототехнике в рамках ДОЛ (летняя «площадка» в школе). Получал опыт, навык.

      Ответить
    2. Андрей Витальевич:

      Добрый день.
      Денис Геннадьевич, мне думается для общих обсуждений по робототехнике надо завести отдельную страницу или форум, нам хочется пообщаться, поговорить о наболевшем.
      На вопросы Горского Егора:
      1)Деньги просить: у директора, у местных депутатов, у местных бизнесменов, возможно у кого-то в школе учатся дети, облекать планы в красивую картинку и просить, просить…
      2) «Тяжесть» робототехники определяется целью: если цель занятий общеобразовательная — ознакомиться с работой электронных устройств, то всё проходит на ура. Все могут собрать готовую схему, мигает, крутится, все довольны.
      Если цель — вырастить будущего инженера, то практически полный ноль.
      3) Начать — с выяснения финансовых возможностей.

      Ответить
      1. Копосов Денис Геннадьевич:

        Важный нюанс: поддерживают уже рабочие проекты (т.е. проекты, которыми можно отчитаться сразу).

        Ответить
  6. Елена_Ремизова:

    Здравствуйте! В нашей ничего нет (пока), но есть желание создать. На мастер-класс записалась для того, чтобы понять как и с чего надо начинать, в каком направлении оптимально двигаться избегая известных ошибок. Сразу вопрос: на сайте и в посте на Галактике написано, что «Государственные программы по информатике позволяют проводить экспериментальные, лабораторные и исследовательские работы в такой системе непосредственно на уроках информатики». Я пока такой возможности не нашла. Подскажите, пожалуйста, каким образом программу по информатике Вы перестраивали/подстраивали под образовательные задачи разработки электронных устройств.

    Ответить
  7. Валерий:

    Уважаемый Денис Геннадьевич! Сейчас никак не могу открыть Ваши ссылки из 1 блока- там, где идет направление на галактику,на Начале- открывает, может это у меня только.

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      Проверил. Открываются…

      Ответить
  8. Валерий:

    Солидарен с Андреем Витальевичем, за 15 тыщ переживаний огого. А тут недорого и сердито. А что Китай?- у нас почти все оттуда. Только свои ядерные боеголовки…А все мы покупаем за свои кровные деньги, я даже не скрываю, как и Денис Геннадьевич. Я в своей мастерской все за свои трудовые приобретаю, в школе на «труды» ничего нет, у них на компьютеры с принтерами все финансы уходят.И енторактивные доски. А в том магазине кое-что даже дешевле, чем я брал раньше. Правда, из-за повышения доллара, получается дороговато. Я,думаю,стоит переждать немного, а так- деталек я из Чины достаточно напокупал. На трудах еще можно курочить старые компы с принтерами , с них тоже что есть для мастерства … Сервы прям дешево, то что сразу 10 штук- так их и больше надо для опытов. А Амперка где все это берет?Вопрос интересный,но не нужный. Сначала освоим что недорого, а там и аппетиты с возможностями подрастут-будем брать лучше лучшего;-)))).

    Ответить
  9. Ирина:

    Здравствуйте, будут ли какие нибудь методички для педагогов по изучению данной технологии? Заинтересовали ноутбуки Intel Classmate PC, но к сожалению не ясно где их можно приобрести. И поделитесь пожалуйста опытом по созданию столько мощной материальной базы, ведь одна тока плата ардуино стоит порядка 2,5 т.р.

    Ответить
  10. Николай:

    Добрый день, Денис Геннадьевич!
    Какой минимум оборудования необходим для комфортной работы с ардуино+скретч? Какие датчики, дополнительные девайсы важны для проектов?
    Что вы думаете о наборах Scratchduino?
    Есть желание заняться электроникой в сельской школе, хочу сделать оптимальный выбор наборов.

    Ответить
    1. Андрей Витальевич:

      Добрый всем день. Материальный вопрос на сегодняшний день действительно самый болезненный. Денег нужно много, давать их никто не хочет. Не сочтите за рекламу, я для своей сельской школы купил 10 наборов, аналогичных такому http://ru.aliexpress.com/item/UNO-KIT-Upgraded-version-of-the-For-Starter-Kit-the-RFID-learn-Suite-Stepper-Motor-ULN2003/1207142899.html
      Можно там же докупить светодиодов, резисторов и на год хватит.
      Для дальнейшей работы желательно докупить робоплатформы и платы управления двигателями.

      Ответить
      1. Копосов Денис Геннадьевич:

        Конечно, можно найти огромное число самых дешевых комплектующих в Китае. Но, что мы этим формируем у ребенка?
        Что у него развиваем?

        Ответить
        1. Андрей Витальевич:

          Никто, кроме меня не знает, откуда взялись комплектующие, на какие деньги куплены, в какой стране разработаны, в какой произведены. Так что с наличием 10 наборов по 1500р я что-то у 10 человек развиваю, а с одним набором за 15000 руб — ничего.

          Ответить
          1. Копосов Денис Геннадьевич:

            Прошу прощения за провокацию с моей стороны, но она была нужна.
            Наборы заказал. Проверю доставку, качество и т.д.
            Ждите отчет (новость) на сайте.

  11. Марина:

    Здравствуйте, я так думаю, что все это изучать нужно совместно учителям информатики и физики. На какие средства приобретено оборудование? Это все внеурочная деятельность учащихся?

    Ответить
  12. Валерий:

    Добрый день, Денис Геннадьевич! Пишу второй раз, из-за капчи потерял свою писанину…
    На Ваш сайт попал не случайно, заинтересовался тут робототехникой (электроникой),на курсы к Вам записался в мастер-класс по скретчу. Слышал про это и считал его рисовалкой с анимацией. А тут глянул на Ваши работы и понял, что был не прав. Это еще один способ программирования ардуино? Мы делали, как это дано в амперке, т.е. через процессинг. У нас был один проект http://schoolnano.ru/node/10596, про теплицу, но там не все работало как мечталось и планировалось. Ардуинки у нас китайские, датчики тоже. И мучались мы долго, чтобы это все заработало. Так и не все отладили. Может не смогли запрограммировать — опыта мало. Еще один проект был — робот–паук. Шкандыбать мы его научили, а вот легкости паучьего хода он так и не приобрел. Еще хотели сделать инкубатор перепелинный. Все та же проблема с датчиками — не видят ардуино. Может Вы подскажете-научите на МК как делать. Пока буду смотреть все полностью на Вашем сайте — материала у Вас море.
    С уважением, Валерий. Я из Сарова.

    Ответить
    1. Копосов Денис Геннадьевич:

      S4A — это массовый способ программирования Arduino (однако скетч не заливается в плату, режим on-line).
      Мощнейшая пропедевтика! Пауков… в AYcamp не смогли запустить крутые олимпиадники. 🙂
      Пауков нормальных… я видел только одного в Амперке. Мне честно сказали: «Не берите пока, проблем больше, чем удовольствия…». Прошло уже 1,5 года — ситуация в лучшую сторону не изменилась. Купить пауков — это не проблема, проблема в том, что заставлю его ходить я, а должны школьники.
      С датчиками у нас проблем никогда не было… но покупаем только на http://www.seeedstudio.com, http://www.dfrobot.com, http://www.sparkfun.com и http://www.amperka.ru (других поставщиков нет).

      Ответить
      1. Валерий:

        С пауками вон оно как дремуче…А я с дитем 7-классником бился, бился… А даже зря все было. Говорил ему — давай чего полегче сделаем, а он уперся. К сведению приняли.
        Как я понял — скретч без компа не живет, т.е. ардуино без компа отдельно не заработает? Там, значит нет,типа компиляции картинок в программу С++? Т.е. без программирования все равно не обойтись? Ладно, не будем искать обходные пути, но есть смысл попробовать со скретчем.

        Ответить
    2. Наталия Николаевна:

      Я тоже записалась сюда, на мастер-класс, увидев в названии слова «Программирование» и «Scratch». Я – чистый информатик – сейчас учитель информатики, а прежде программист в КБ… Предвкушала радость от программирования на мастер-классе «Программирование Arduino в Scratch». От увиденного опешила: насколько реальность оказалась далека от ожиданий. Но не разочаровалась: знакомлюсь со всеми представленными материалами, ссылками, вникаю-впитываю… Донесу свой восторг (и материалы мастер-класса) до учителя физики и администрации. Насколько повезло ученикам Дениса Геннадьевича… Думаю, не ошибусь, предположив, что в этой школе благодаря занятиям по робототехнике ребята и физику, и информатику осваивают с большим (ударение на первом слоге) интересом, чем в обычных школах. И пусть не все станут инженерами в будущем – не это главное – зарядка для ума, особенно такая интересная, уж точно никому не помешает. А возможно всё-таки зародит интерес к точным наукам.

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные» (Пётр Леонидович Капица)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Пять последних постов
Фотографии

© 2017 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24