19 марта 2015      118      4

Галактика. Весна. Тема #8

Весенние интернет-каникулы 2015

Если подводить некоторый итог увиденному и услышанному, то качественный подход к организации научно-технического творчества подразумевает единство четырех «китов».

1. Инфраструктура. Каждая образовательная организация должна иметь достаточное количество оборудования. В идеале нужно идти по пути создания у себя Fab lab. Многие будут говорить, что это дорого. Это, если сразу и много, а маленькими шагами реализовывать идею обязательно получится.

Однако успех в науке и творчестве определяется людьми, а не приборами и оборудованием.

2. Профессионализм учителя.  Тут мы выпрямляем спину! Мы все суперпрофессионалы педагогики. Однако, не этот профессионализм надо иметь ввиду. Смотрим в зеркало и видим не педагога, а ученого. Мы должны владеть научными методами, иметь научные публикации (не по направлению «образование»), разбираться в большом спектре смежных с нашей дисциплин. Посещать семинары, круглые столы, научные конференции (не образовательные). Общаться с преподавателями университетов (в системе кураторства). Кроме того, это позволит более гармонично, плавно, бесконфликтно  вовлекать школьников.

3. Готовность ребенка  к научно-техническому творчеству и согласие родителей на это. С учетом того, что наша гимназия до 2012 года имела статус «школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления», то о процессе развития научно-технического творчества можно сериал снимать. Когда мне, как администратору сайта, педагоги присылают материалы для новостей, то создается впечатление, что дети наши только «пляшут и поют». На этом этапе приходит понимание, что не учебные часы определяют выбор учеников и родителей, а совсем другое.

4. Своя школа. Наверное это громко сказано, но стремиться нужно к этому. Учащиеся всех возрастов должны быть в одной команде. У нас школьники 4-11 классов занимаются вместе. Это преемственность. Постепенно сформируется и школа, как направление с единством основных взглядов, общностью, преемственностью принципов и методов. В этом году семиклассники, смотрели, как их старшие товарищи проводили исследования, и уже сами попросили темы для работ/исследований.  Особенно впечатляет, когда талантливый ребенок начинает все объяснять своим старшим товарищам.

Без этих четырех «китов», говорить о научно-техническом творчестве, наверное, можно, но только говорить… Ну, и писать отчеты, конечно…

ТЕМА №8. Зачет

8.1. Дополнительные материалы

8.1.1. Виртуальная экскурсия в кабинет информатики
8.1.2. Библиотека кабинета информатики
8.1.3. Ремонт кабинета
8.1.4. …

8.2. Зачет (задание)

8.2.1. Напишите в комментариях, что подробно необходимо сфотографировать в кабинете (или снять видео).
8.2.2. Выполнить все задания по темам (1-7).
8.2.3. Выполнить контрольное задание: написать небольшое эссе (или можно назвать это по другому), как Вы видите подход к организации научно-технического творчества учащихся. Работу можно выложить на ваших ресурсах и указать ссылку (в комментариях внизу), можно опубликовать пост на Галактике и прислать ссылку, можно прислать по электронной почте мне.

 

Огромное спасибо, коллеги, за вашу работу и идеи! 

Обсуждение: 4 комментария
  1. 8.2.1. Фотографии и видео, размещенные на страницах, я считаю, вполне подробно определяют эргономику кабинета, достаточны для создания визуального образа помещения.
    8.2.2. Выполнены
    8.2.3. В самом начале мастер-класса вам задал подобный вопрос (первое задание). А в завершении складывается понимание необходимых условий организации научно-технического творчества. Инженерное образование невозможно без знаний информатики, программирования и физики.
    Соглашусь с вами о единстве четырех «китов». Единственное, добавлю к 2 пункту сотрудничество школа (ученик) – ВУЗ. Детей нужно учить учиться: направлять на массовые онлайн курсы, например, Лекторий и Универсариум.
    https://www.lektorium.tv/mooc/courses/SPBSPU/IN2/2014_10/about — Инженерное дело (5-тинедельный курс)

  2. Евгения Порошина:

    На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
    Робототехника — универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.
    Робототехнику можно использовать в начальном, основном общем и среднем (полном) общем образовании, в области начального профессионального образования, а также специального (коррекционного) обучения.
    Одной из важных особенностей работы с образовательной робототехникой должно стать создание непрерывной системы — робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера, начиная с детского сада и до момента получения профессии.
    Инженерно-техническая направленность использования образовательной робототехники позволяет ребенку проявить себя как при создании простейших механизмов, так и при проектировании сложных конструкций.
    Робототехника может «включаться» в любой предмет, позволяет интегрировано изучать темы. Ребята с большим удовольствием включаются в работу с применением наборов Лего (Андруино и т.п.), ведь гораздо интереснее практически ориентированные уроки, чем просто лекционный материал. К тому же то, что собрано руками, запрограммировано, отлажено и протестировано, гораздо прочнее «осядет» в памяти, чем то, что было просто прослушано на уроке.
    Огромное спасибо за замечательный МК и предоставленный материал. Есть к чему стремиться!

  3. Чернышова Ольга Павловна:

    Вот и подходит к концу мастер-класс. Спасибо большое за примеры. Идей — море. Только все упирается в финансирование. А если помечтать, то…
    Азы основ робототехники надо конечно же давать на уроках информатики и (или) технологии. А дальше пол школы за вами ходить будет, что записаться в кружок. Основная же часть инженерного образования должна быть вынесена на элективы, факультативы и другую внеурочную деятельность, в том числе и в систему дополнительного образования. Обучаться дети должны на системной основе с начального звена и до 11 класса. Конечно же, если на это отводить столько времени, то изучать робототехнику только на наборах lego детям быстро надоест. Следовательно должны быть разные платформы.
    Курс робототехники, на мой взгляд, самый метапредметный. Здесь понадобятся знания, полученные на уроках физики, математики, информатики. Тогда отпадут вопросы детей: «А зачем мы это изучаем, где нам это пригодится?» И как мне кажется, что если на начальном этапе занятия по робототехнике должен вести учитель информатики, то в дальнейшем без учителя физики не обойтись. Либо это должен вести педагог, хорошо сведущий в этих двух областях. Соответственно необходимо, чтобы ВУЗы готовили таких специалистов.

  4. Елена Владимировна Колесниченко:

    Подход к организации научно-технического творчества учащихся.
    Задача инновационного развития экономики требует опережающего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии. Являясь прикладной наукой, робототехника связана с электроникой, механикой, программированием. Внедрение робототехники в образовательный процесс школы позволит поднять на новый уровень преподавание таких предметов как физика, информатика, технология, обеспечит реализацию системно-деятельностного подхода в образовательном процессе школы. Введение курса необходимо на всех ступенях образования, начальной школы, основной школы, профильной школы в рамках элективных курсов, а также в системе дополнительного образования. У нас в городе объявлен конкурс на открытие в рамках школ Центров образовательной робототехники с грантовой поддержкой. В рамках данного конкурса идет активное формирование курсов, разработка рабочих программ и методических материалов, утверждение учебных планов, а также началось оборудование лаборатории. Спасибо огромное за предоставленный материал мастер класса. Есть к чему стремиться!

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Ценность человека определяется делом, которое этот человек сделал. Не званиями, премиями, популярностью — только делом» (Ландау Лев Давидович)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Пять последних постов
Фотографии

© 2018 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24