29 января 2013      227      0

Зачем все это?

Словом не кривить,
Ладить напрямик,
Песнями латать
Души горемык,
Сердце сокрушать,
Как луну заря,
Научи меня
Родина моя.
(К.Е. Кинчев)

0. Нет шансов…

В школах ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ… ОГЭ, ОГЭ, ОГЭ. От результатов зависят зарплаты всех: от учителя до министра образования области. Угадайте, во что будут превращаться уроки в школах? Конечно в «планомерную подготовку». А потом, натасканный на решение задач, школьник попадает в вуз и…

Первые 2 курса студент старается не покинуть учебное заведение и сохранить стипендию, он не привык к таким нагрузкам, в школе он никогда и ничего не исследовал, курсовые пытается выбрать те, что полегче…

К 3 курсу он уже уставший и ничего не хочет… Проводя занятия со студентами (а они меня воспринимали как школьного учителя и совсем забывали фильтровать информацию), я видел их лица, слушал их речи. Печально. Они не будут нормально работать. Повезет единицам.

В школах надо создавать такую образовательную среду, в которой школьник уже к 10 классу определится со своим будущим направлением обучения. И я счастлив, когда наши 10-классники начинают посещать те университетские школы (курсы) при вузах, которые не для экзаменов, а для знаний. В создании таких образовательных сред заинтересованы все: учащиеся, родители, учителя, преподаватели, руководство школ и вузов.

Это сложно, хлопотно, энергозатратно и дорого.

Естественно проще оставить все как есть, ведь следующая схема работает по всей стране идеально: отправить 2-3 учащихся на все олимпиады и конкурсы, далее всем миром радостно ими отчитаться. Статистика гарантирует, что 2,5% талантов всегда есть, и они всегда что-нибудь выиграют.

1. Время менять имена…

Да, статистика неумолима: талантов всегда было, есть и будет около 2,5%. Вся система образования нацелена именно на них. Точнее на их отбор, через олимпиады. Вроде все правильно: они лучшие, они побеждают. «Смотрите мы — первые, а, значит, — лучшие!», «Наша система образования — лучшая!», «Вот куда мы вкладываем деньги» и т.д. Мы это слышим каждый день. Все СМИ продвигают эту идею.
НО…

2,5% — это же «погрешность». Звучит страшно? Они же станут гордостью нации! Однако, погрешность это.
2,5%… большая часть уедет, а страна какой была, такой и останется.
2,5%… этого не хватит ни для экономического роста, ни для инноваций, ни для модернизации.
2,5%… они «растворятся».
2,5%… при таком количестве эффективность всех «мероприятий» будет равна нулю.  Конечно, под эти 2,5% процента можно лихо освоить миллиарды рублей, да и долларов, а потом красиво отчитаться.
2,5% — этого мало.
2,5% — это катастрофа. 

Потому, что олимпиады (и аналогичные конкурсы) — это отбор, а стране нужно формирование.

Надо минимум 20%!

«Не одни Ньютоны и Дарвины делают науку. Их достижения были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались на целую массу полу-Ньютонов и полу-Дарвинов, имена которых поглотила история, но деятельность которых оставила свой след в науке. Последней приходится решать не одни лишь мировые и основные вопросы; есть множество менее общих, но важных и крупных задач, для решения которых необходимы эти люди» (Пётр Леонидович Капица).

Именно поэтому все наши направления и все проекты реализуются не для 2-3 «избранных» учащихся (с кем легко и просто), а для всех. Это уроки, уроки, уроки. Существующие программы по информатике позволяют использовать весь спектр имеющегося оборудования, как методический инструмент педагога. Ну, а если ребенку понравилось направление — путь «живет» в кабинете. У нас есть такие учащиеся, которые по 300 часов в год «живут» в кабинете информатики.

Это сложно и для педагога, и для ребенка, но никто и не говорил, что будет легко. 😉

2. Дать надежду в день…

Очень важно, чтобы все дети видели успешные проекты, участвовали в них, и знали, что они не просто могут изменить мир когда-нибудь в будущем, а изменяют его уже сегодня.

Дети должны видеть успех, хорошо бы учиться у успешных и свободных. 

В результате популярность ЕГЭ по информатике в нашей гимназии очень высока. 40% и в 2014 году, и в 2015 (в России — около 7-9%). 67% выпускников 9-х классов сдают ОГЭ по информатике в 2017 году.

Проект «Начала инженерного образования в школе» давно уже вышел и за пределы школы, города, области… и если он вас заинтересовал — ур-а-а-а!

Реализуйте его в своих школах или помогите педагогам. Ждать от государства — сладкая утопия…

 

3. В том мире, где цифры и счет, над всеми высится ноль…

У нас любят говорить: «Государство, дай!»,  иногда клянчить. Это тупиковый путь. Вы действительно думаете, что педагог, находящийся десятки лет в «позе просящего», иногда выпрямляющийся с криком «раскулачим родителей», может воспитать свободную личность?

«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас» С.Лем.

 

4.  А время дышит в затылок льдом, что потом?

Поднимая «планку» все выше и выше, мы создаем эффективную конкурентную среду и для педагогов, и для учащихся.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом готовим еще проекты и направления. Все расписано на 2 года вперед.

Проектов много…

Правдой дорожить,
Лжи не потакать,
Дальних не судить,
Ближним помогать,
С тишиной сойтись
На исходе дня,
Научи меня
Родина моя.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Любимые цитаты
«Совершенно ясно, что если промышленность обусловливает жизнь общества, то наука руко­водит его ростом» (Пётр Леонидович Капица)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Пять последних постов
Фотографии

© 2017 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24