Словом не кривить,
Ладить напрямик,
Песнями латать
Души горемык,
Сердце сокрушать,
Как луну заря,
Научи меня
Родина моя.
(К.Е. Кинчев)
В школах ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ… ОГЭ, ОГЭ, ОГЭ. От результатов зависят зарплаты всех: от учителя до министра образования области. Угадайте, во что будут превращаться уроки в школах? Конечно в «планомерную подготовку». А потом, натасканный на решение задач, школьник попадает в вуз и…
Первые 2 курса студент старается не покинуть учебное заведение и сохранить стипендию, он не привык к таким нагрузкам, в школе он никогда и ничего не исследовал, курсовые пытается выбрать те, что полегче…
К 3 курсу он уже уставший и ничего не хочет… Проводя занятия со студентами (а они меня воспринимали как школьного учителя и совсем забывали фильтровать информацию), я видел их лица, слушал их речи. Печально. Они не будут нормально работать. Повезет единицам.
В школах надо создавать такую образовательную среду, в которой школьник уже к 10 классу определится со своим будущим направлением обучения. И я счастлив, когда наши 10-классники начинают посещать те университетские школы (курсы) при вузах, которые не для экзаменов, а для знаний. В создании таких образовательных сред заинтересованы все: учащиеся, родители, учителя, преподаватели, руководство школ и вузов.
Это сложно, хлопотно, энергозатратно и дорого.
Естественно проще оставить все как есть, ведь следующая схема работает по всей стране идеально: отправить 2-3 учащихся на все олимпиады и конкурсы, далее всем миром радостно ими отчитаться. Статистика гарантирует, что 2,5% талантов всегда есть, и они всегда что-нибудь выиграют.
Да, статистика неумолима: талантов всегда было, есть и будет около 2,5%. Вся система образования нацелена именно на них. Точнее на их отбор, через олимпиады. Вроде все правильно: они лучшие, они побеждают. «Смотрите мы — первые, а, значит, — лучшие!», «Наша система образования — лучшая!», «Вот куда мы вкладываем деньги» и т.д. Мы это слышим каждый день. Все СМИ продвигают эту идею.
НО…
2,5% — это же «погрешность». Звучит страшно? Они же станут гордостью нации! Однако, погрешность это.
2,5%… большая часть уедет, а страна какой была, такой и останется.
2,5%… этого не хватит ни для экономического роста, ни для инноваций, ни для модернизации.
2,5%… они «растворятся».
2,5%… при таком количестве эффективность всех «мероприятий» будет равна нулю. Конечно, под эти 2,5% процента можно лихо освоить миллиарды рублей, да и долларов, а потом красиво отчитаться.
2,5% — этого мало.
2,5% — это катастрофа.
Потому, что олимпиады (и аналогичные конкурсы) — это отбор, а стране нужно формирование.
Надо минимум 20%!
«Не одни Ньютоны и Дарвины делают науку. Их достижения были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались на целую массу полу-Ньютонов и полу-Дарвинов, имена которых поглотила история, но деятельность которых оставила свой след в науке. Последней приходится решать не одни лишь мировые и основные вопросы; есть множество менее общих, но важных и крупных задач, для решения которых необходимы эти люди» (Пётр Леонидович Капица).
Именно поэтому все наши направления и все проекты реализуются не для 2-3 «избранных» учащихся (с кем легко и просто), а для всех. Это уроки, уроки, уроки. Существующие программы по информатике позволяют использовать весь спектр имеющегося оборудования, как методический инструмент педагога. Ну, а если ребенку понравилось направление — путь «живет» в кабинете. У нас есть такие учащиеся, которые по 300 часов в год «живут» в кабинете информатики.
Это сложно и для педагога, и для ребенка, но никто и не говорил, что будет легко. 😉
Очень важно, чтобы все дети видели успешные проекты, участвовали в них, и знали, что они не просто могут изменить мир когда-нибудь в будущем, а изменяют его уже сегодня.
Дети должны видеть успех, хорошо бы учиться у успешных и свободных.
В результате популярность ЕГЭ по информатике в нашей гимназии очень высока. 40% и в 2014 году, и в 2015 (в России — около 7-9%). 67% выпускников 9-х классов сдают ОГЭ по информатике в 2017 году.
Проект «Начала инженерного образования в школе» давно уже вышел и за пределы школы, города, области… и если он вас заинтересовал — ур-а-а-а!
Реализуйте его в своих школах или помогите педагогам. Ждать от государства — сладкая утопия…
У нас любят говорить: «Государство, дай!», иногда клянчить. Это тупиковый путь. Вы действительно думаете, что педагог, находящийся десятки лет в «позе просящего», иногда выпрямляющийся с криком «раскулачим родителей», может воспитать свободную личность?
«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас» С.Лем.
Поднимая «планку» все выше и выше, мы создаем эффективную конкурентную среду и для педагогов, и для учащихся.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом готовим еще проекты и направления. Все расписано на 2 года вперед.
Проектов много…
Правдой дорожить,
Лжи не потакать,
Дальних не судить,
Ближним помогать,
С тишиной сойтись
На исходе дня,
Научи меня
Родина моя.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
© 2023 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24