29 января 2013      832      Комментарии к записи Зачем все это? отключены

Зачем все это?

Словом не кривить,
Ладить напрямик,
Песнями латать
Души горемык,
Сердце сокрушать,
Как луну заря,
Научи меня
Родина моя.
(К.Е. Кинчев)

0. Нет шансов…

В школах ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ… ОГЭ, ОГЭ, ОГЭ. От результатов зависят зарплаты всех: от учителя до министра образования области. Угадайте, во что будут превращаться уроки в школах? Конечно в «планомерную подготовку». А потом, натасканный на решение задач, школьник попадает в вуз и…

Первые 2 курса студент старается не покинуть учебное заведение и сохранить стипендию, он не привык к таким нагрузкам, в школе он никогда и ничего не исследовал, курсовые пытается выбрать те, что полегче…

К 3 курсу он уже уставший и ничего не хочет… Проводя занятия со студентами (а они меня воспринимали как школьного учителя и совсем забывали фильтровать информацию), я видел их лица, слушал их речи. Печально. Они не будут нормально работать. Повезет единицам.

В школах надо создавать такую образовательную среду, в которой школьник уже к 10 классу определится со своим будущим направлением обучения. И я счастлив, когда наши 10-классники начинают посещать те университетские школы (курсы) при вузах, которые не для экзаменов, а для знаний. В создании таких образовательных сред заинтересованы все: учащиеся, родители, учителя, преподаватели, руководство школ и вузов.

Это сложно, хлопотно, энергозатратно и дорого.

Естественно проще оставить все как есть, ведь следующая схема работает по всей стране идеально: отправить 2-3 учащихся на все олимпиады и конкурсы, далее всем миром радостно ими отчитаться. Статистика гарантирует, что 2,5% талантов всегда есть, и они всегда что-нибудь выиграют.

1. Время менять имена…

Да, статистика неумолима: талантов всегда было, есть и будет около 2,5%. Вся система образования нацелена именно на них. Точнее на их отбор, через олимпиады. Вроде все правильно: они лучшие, они побеждают. «Смотрите мы — первые, а, значит, — лучшие!», «Наша система образования — лучшая!», «Вот куда мы вкладываем деньги» и т.д. Мы это слышим каждый день. Все СМИ продвигают эту идею.
НО…

2,5% — это же «погрешность». Звучит страшно? Они же станут гордостью нации! Однако, погрешность это.
2,5%… большая часть уедет, а страна какой была, такой и останется.
2,5%… этого не хватит ни для экономического роста, ни для инноваций, ни для модернизации.
2,5%… они «растворятся».
2,5%… при таком количестве эффективность всех «мероприятий» будет равна нулю.  Конечно, под эти 2,5% процента можно лихо освоить миллиарды рублей, да и долларов, а потом красиво отчитаться.
2,5% — этого мало.
2,5% — это катастрофа. 

Потому, что олимпиады (и аналогичные конкурсы) — это отбор, а стране нужно формирование.

Надо минимум 20%!

«Не одни Ньютоны и Дарвины делают науку. Их достижения были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались на целую массу полу-Ньютонов и полу-Дарвинов, имена которых поглотила история, но деятельность которых оставила свой след в науке. Последней приходится решать не одни лишь мировые и основные вопросы; есть множество менее общих, но важных и крупных задач, для решения которых необходимы эти люди» (Пётр Леонидович Капица).

Именно поэтому все наши направления и все проекты реализуются не для 2-3 «избранных» учащихся (с кем легко и просто), а для всех. Это уроки, уроки, уроки. Существующие программы по информатике позволяют использовать весь спектр имеющегося оборудования, как методический инструмент педагога. Ну, а если ребенку понравилось направление — путь «живет» в кабинете. У нас есть такие учащиеся, которые по 300 часов в год «живут» в кабинете информатики.

Это сложно и для педагога, и для ребенка, но никто и не говорил, что будет легко. 😉

2. Дать надежду в день…

Очень важно, чтобы все дети видели успешные проекты, участвовали в них, и знали, что они не просто могут изменить мир когда-нибудь в будущем, а изменяют его уже сегодня.

Дети должны видеть успех, хорошо бы учиться у успешных и свободных. 

В результате популярность ЕГЭ по информатике в нашей гимназии очень высока. 40% и в 2014 году, и в 2015 (в России — около 7-9%). 67% выпускников 9-х классов сдают ОГЭ по информатике в 2017 году.

Проект «Начала инженерного образования в школе» давно уже вышел и за пределы школы, города, области… и если он вас заинтересовал — ур-а-а-а!

Реализуйте его в своих школах или помогите педагогам. Ждать от государства — сладкая утопия…

 

3. В том мире, где цифры и счет, над всеми высится ноль…

У нас любят говорить: «Государство, дай!»,  иногда клянчить. Это тупиковый путь. Вы действительно думаете, что педагог, находящийся десятки лет в «позе просящего», иногда выпрямляющийся с криком «раскулачим родителей», может воспитать свободную личность?

«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас» С.Лем.

 

4.  А время дышит в затылок льдом, что потом?

Поднимая «планку» все выше и выше, мы создаем эффективную конкурентную среду и для педагогов, и для учащихся.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом готовим еще проекты и направления. Все расписано на 2 года вперед.

Проектов много…

Правдой дорожить,
Лжи не потакать,
Дальних не судить,
Ближним помогать,
С тишиной сойтись
На исходе дня,
Научи меня
Родина моя.

Любимые цитаты
«Не надо бояться быть поверхностным. Когда че­ловек ныряет в воду, он всегда проходит снача­ла через верхний слой воды, а уж потом идёт вглубь» (Пётр Леонидович Капица)
Популярные записи
Архивы
Амперка. Модули
РобоНорд-2017
Олимпиада «Будущий инженер»
Календарь записей
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Пять последних постов
Фотографии

© 2018 Начала инженерного образования в школе · 163051, Архангельск, ул. Тимме, 22/3. МБОУ Гимназия № 24